Аппликации в детском саду     |     Скворечник. Сюжетная аппликация

Дом. Декоративная аппликация

Материалы: иллюстрации с изображением крестьянских домов, разборный дом конструктор с художественной росписью, фрагмент деревянного кружева резьбы оконного наличника настоящего деревенского дома, картонные шаблоны домиков темно коричневого цвета с вырезанным окошком на каждого ребенка, 2 кусочка цветастого ситца, соломка, калька, ножницы, клей ПВА, ножницы зигзаг, дырокол.

Ход занятия

Мастерица Ульяна рассказывает о том, что в старину по весне, когда потеплеет, русские люди выбирали местечко на берегу реки, рядом с лесом. Строили всей семьей деревянный дом — избу. В нем жили и деды, и отцы, и внуки. Чем больше рук, тем легче труд, — говорили в народе. Для такой работы опыт нужен и мастерство — особое владение топором. Умелый плотник топором и лес валил, и даже ложку мог выстругать маленькую, деревянную. Рубили сосну, ель. Очищали от коры и сучьев. Брали четыре бревна, вырубали лунки, ставили венец. (Ульяна демонстрирует на разборном доме конструкторе.) Бревна укладывали плотно друг с другом, венец на венец, щелочки не увидишь. Стены жилища утепляли соломой. Крышу возводили с двумя скатами, которые соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня (конек). Считали, что конь оберегал дом от зла и являлся знаком устремления. Украшение в виде солнца олицетворяло добро и радость. Но иногда сооружали крышу дома и хозяйственных построек из соломы.

На сторону улицы выходило крыльцо, его поддерживали резные столбики. Крыльцо — распахнутые руки дома, оно связывает его с улицей, с соседями. Теплыми летними вечерами собирались на крыльце посидеть, поговорить. Жить в соседях — быть в беседах.

Окна — глаза дома; Одно кривое окно весь фасад портит. Окна украшали козырьками — наличниками с деревянной резьбой. (Ульяна показывает фрагмент деревянного кружева.) От дождя и снега закрывали окна ставнями. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни — хозяева уже встали, закрыты — спят или куда нибудь ушли. Селяне украшали свои избы, у каждой был свой особый облик. (Рассматривают иллюстрации крестьянских домов.)

Вот так с помощью родных и соседей строили свои жилища русские люди.

Подвижная игра Найди соседей

Дети распределяются по тройкам — это соседи. Под русскую народную музыку разбегаются. По сигналу, которым служит окончание музыки, ищут своих соседей, берутся за руки в тройках.

Последовательность выполнения аппликации

1. Подумать, как можно декорировать (украсить) свой домик соломкой, чтобы он был нарядным.

Наклеить на кальку несколько широких соломенных лент.

Вырезать из них ножницами зигзаг полоски с зубчатым краем и соломен ные, кружочки при помощи дырокола.

Оформить этими дополнительными деталями заготовками на домике шаблоне конек, крышу, окно, располагая детали декора по своему желанию.

Акцентировать окно с помощью занавесок: подклеить 2 кусочка цветастого ситца с обратной стороны шаблона.

Ульяна помогает маленьким мастеровым советом и при затруднениях — делом. Хвалит поделки, отмечает интересные решения: Мастера по работе видно.

Из законченных работ дети собирают композицию Деревенька моя, придумывают ей название, рассказывают мастерице, в каких домах сейчас живут с родителями.