Аппликации в детском саду     |     Содержание интегрированных и комплексных занятий

Методические рекомендации

Каждому, наверно, доводилось видеть, как из года в год ранней весной появляются нежно зеленые всходы ржи, пшеницы... Позже, летом, сгибаются тяжелые колосья, волнуется, будто переливаясь, поле под дуновением ветра.

Идет время, созревают плоды, меняет краски природа. Нежный, мягкий прежде стебель ржи становится крепким и упругим. Прочно стоит он среди сотен тысяч братьев своих, держа на тоненьких плечах пышный венец колос. Пройдет еще немного времени — скосят рожь, уберут зерно. Грустно станет на поле, останутся только коротенькие, торчащие стебельки да скирды соломы, которую тоже скоро увезут...

Соломка — замечательный материал для работы. Она оживает в умелых руках художника. Он может возродить золотые колосья, и они предстанут перед людьми в иной, невиданной красоте.

Щедрость природы! Отдал стебель людям целый колос налитых зерен, а теперь и сам послушно сгибается в умелых руках мастера.

Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском деле материалом: соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров. Ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Я рило солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке.

Языческие обряды давно забыты, а вот древнее соломенное ремесло возрождается как вид народного декоративно прикладного искусства. Исстари применяет народ растения для изготовления легких и прочных вещей. Чего только не делают из соломы люди: шляпы, корзины, сумки, коврики, мебель. Пластика, красота природного материала — соломы — в декоративной скульптуре любовно оценена народными умельцами Украины, Белоруссии, России. Приемам изготовления, выверенным многими поколениями мастеров, может научиться каждый, если есть желание, любовь к делу и терпение.

При освоении старшими дошкольниками свойств соломки, при приобретении первых навыков народного ремесла дети смогут изготавливать простейшие поделки и аппликативные работы, использовать декораторские приемы. И кто знает, может быть, первая кукла, сделанная из пучка соломы, станет началом пути народного мастера.

Аппликация из соломки — новый вид аппликации из природного материала, которая расширяет возможности развития творческих способностей дошкольников и вполне может стать дополнением к занятиям по изодеятельности .

Работа с соломкой — художественный ручной труд — оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребенка, инициирует способность к самостоятельному творчеству. Красивые картинки, поделки, игрушки, которые ребенок сделает своими руками, можно дарить, они создадут уют в доме и детском саду, помогут приобрести первые трудовые навыки, развить фантазию, творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость. Этот вид деятельности является большим потенциалом развития будущих первоклассников.

Занятия аппликацией из соломки предполагают знакомство:

с историей возникновения промысла и применением соломы в крестьянском быту;

с некоторыми праздниками и обычаями русского народа;

с выращиванием различных злаков и использованием соломы

народными мастерами;

с народно прикладным искусством;

с техникой обработки соломки, выполнением аппликации и

объемной игрушки из соломки.

Занятия аппликацией из соломки способствуют развитию:

познавательного интереса;

художественно творческих способностей и креативности ;

ручной умелости в освоении художественного мастерства; эстетического вкуса.

Занятия аппликацией из соломки построены:

с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей; на постепенном усложнении доступного познавательного материала и возможности овладения разнообразными техническими навыками;

по принципу работы на результат (использование детских работ для игр, украшения интерьера детского сада, в качестве подарков близким );

на уважении к детскому творчеству и творчеству вообще — Через творчество — к совершенству.

Работа с соломкой рассчитана на два года обучения, занятия проводятся с подгруппой детей из 4 — 8 человек.