Аппликации в детском саду     |     Масленичная кукла

Полотенце. Декоративная аппликация

Материалы: мини выставка предметов домашнего обихода с русской орнаментацией; запись русской народной песни Ой, вставала я ранешенько ; заготовки из белой ткани размером 60 х 20 см, с нашитым кружевом или кусочком тюля с обеих сторон (по одной на двоих детей), накрахмаленная ткань красного цвета размером 20 х 10 см на каждого; эскизы на кальке, коробочка с соломенными лентами, клей, ножницы, тряпочки, кисточки, клеенки.

Ход занятия

Детям предлагается рассмотреть традиционные изделия русского быта, домашнюю утварь. Мастерица Ульяна обращает внимание на содержание орнаментов народных художников, которые черпают их из окружающей жизни, отражают красоту родной природы, стилизуют, перерабатывают в декоративные формы.

Вопросы для общения

1. Что отражено в орнаментах, вышитых, расписанных, вырезанных умельцами?

Растительные узоры с изображением цветов, птиц, животных.

Геометрические орнаменты составлены из квадратов, треугольников, кругов, полосок. Во всех орнаментах элементы повторяются.

2. Зачем мастера украш али свои изделия?

Чтобы ими было приятно пользоваться. Русские люди окружали свою повседневную жизнь красотой. Нередко узоры имели символический смысл, они оберегали от злых и таинственных сил.

Звучит запись русской народной песни Ой, вставала я ранешенько . Мастерица Ульяна загадывает загадку.

На стене висит, болтается, За него всяк хватается. (Полотенце)

Предлагает детям внимательно рассмотреть домотканные полотенца ручной работы, которые она принесла с собой.

Дети объединяются в пары по желанию, договариваются для создания одинаковых композиций на обоих концах полотенца. Воспитатель стимулирует общение детей друг с другом, помогает при затруднениях.

Мастерица Ульяна вспоминает с ребятами процесс изготовления аппликации из соломки и напоминает об осторожности во время работы. Обращает внимание на то, что сегодня фоном будет служить ткань.

Последовательность выполнения аппликации

Кальку с эскизом — силуэтом птиц или несколькими деталями (в зависимости от изображения) — перевернуть вниз.

Подобрать соломенные ленточки одинакового цвета и необходимого размера (соломина должна закрывать изображение от начала до конца).

Нанести клей на кальку.

Приклеить нужное количество соломинок близко друг к другу, не оставляя просветов щ елочек, закрывая изображение на эскизе.

Чтобы ленточки крепко приклеить, нужно по каждой провести пальцем с усилием или колечками ножниц.

После вы сыхания соломенного полотна перевернуть его блестящей стороной вниз.

Вырезать ножницами детали изображения по контуру со стороны кальки.

Расположить детали узора на красном кусочке ткани — приготовленном фоне — составить орнамент, приклеить.

Согласовать с другим человеком из своей пары аналогичное расположение узора на полосе из ткани.

Укрепить тканевые орнаментальные полосы на концах полотенца зеркально.

По окончании работы дети развешивают созданные ими изделия, пары делятся впечатлениями. Мастерица Ульяна перед уходом хвалит работу.