Аппликации в детском саду     |     Задачи по обучению детей 5 — 6 лет работе с соломкой

Содержание интегрированных и комплексных занятий

Введение детей в мир декоративно прикладного искусства; знакомство с изделиями народных умельцев, выполненными из различных материалов, с историей возникновения соломенного промысла, традициями, пришедшими из глубины веков.

Знакомство с долгим процессом от выращивания злаков до изготовления хлебобулочных изделий.

Изучение специфики природного материала и особенностей его фактуры путем экспериментирования.

Обучение технологии обработки соломы и выполнения элементарных поделок из нее.

Структура занятий традиционна — в вводной части педагог ставит целью заинтересовать детей, мотивирует к предстоящей продуктивной деятельности.

Познавательная часть связана с развитием познавательной функции. Детское экспериментирование с природным материалом (соломой) активизирует продуктивное мышление детей, формирует творческое познание окружающего мира, увеличивает количество познанных предметов и явлений, обогащает сенсорный опыт, возбуждает интерес к предстоящей практической работе с соломкой.

Работа над темами снабжает ребенка не только доступной информацией, но и расширяет его словарный запас терминами и понятиями, которые пригодятся ему в школьной жизни, способствует умению делать выводы, развивает интеллект.

Вторая часть занятия — практическая. Она посвящена формированию технических навыков работы с соломкой, обучению приемам, способам выполнения, техникам аппликации и изготовления объемной игрушки, процессу активной художественной деятельности.

В третьей, заключительной, части проводится игра, что завершает создание положительного психологического комфорта и сохраняет здоровье детей.

Тематика занятий может варьироваться в соответствии с желаниями воспитателя, его творческими задумками, уровнем подготовленности и возможностями детей каждой возрастной группы. В связи с особенностями процесса технологии и степенью сложности задания выполнение аппликации по одной теме возможно на нескольких занятиях.

Взаимосвязь познавательной и художественно эстетической деятельности, множество интегральных связей позволят каждому педагогу найти наиболее приемлемый для него вариант проведения занятий, поэтому в конспекты занятий включены дополнительные сведения о соломе и технологии выполнения аппликации, литературный материал, игры, пословицы, загадки.

Во время проведения занятий вводится игровой персонаж — мастерица Ульяна. Это образ народной соломенных дел умелицы, олицетворение женщины рукодельницы, у которой в руках работа спорится. Она поможет проводить беседы на занятиях и экскурсиях по мини выставкам, в которые внесены сведения исторического, искусствоведческого, литературно фольклорного характера. Ей отведена большая роль в процессе ознакомления детей с аппликацией. Она поможет осуществить показ, проследить за поэтапностью выполнения, за развитием технических умений, поможет преодолеть дошкольникам возникающие трудности.

Присутствие Ульяны оптимизирует общение с детьми, поможет проводить занятия в интересной форме, в живой, радостной, эмоциональной атмосфере. Это даст возможность педагогу успешнее решать сложные образовательные задачи.

Выбор материала определяется педагогом по усмотрению. Для плоскостной аппликации предлагаются соломенные ленты различных оттенков, цветная бумага, темный или черный картон, дощечки ДП (формы из них), ткань, фольга, семена арбуза и дыни, апельсиновая кожура. Для объемной игрушки используются соломенные трубочки, пластилин, проволока, нитки и др.

Организация рабочего места предполагает удобное размещение на столе, застеленном клеенкой, коробочки с соломенными лентами, а также прозрачной бумаги кальки, ножниц, кисточки, карандаша, баночки с клеем ПВА и тряпочки для его удаления. Воспитателю потребуется емкость для замачивания соломки, утюг, канцелярский нож, разделочная доска, бесцветный мебельный лак, кисть.