Аппликации в детском саду     |     Игры бирюльки

Аппликация Соломенный бычок

Сюжетная аппликация или объемная игрушка

Материалы: запись русской народной мелодии, сказка Смоляной бычок, кроссворд Деревенька моя.

1 й вариант — дощечка ДВП размером 35x25 см, соломка, клей ПВА, ножницы, тряпочка, кисточка, карандаш, бумага для эскиза, калька;

2 й вариант — пучок влажной соломы, прочные нитки, 5 палочек.

Ход занятия

Входит мастерица Ульяна в русском костюме с холщовой сумкой. Говорит с сожалением о том, что в последний раз путь дорожененька привела ее в детский сад. Предлагает загадку:

Весной — травкой шелковистой, Летом — нивой золотистой, Ну, а зимнею порою — Аппликацией игрою. Сухая, очень ломка, Зовут ее... (соломка).

Продолжает: Хочу я убедиться, что о соломе все вам ведомо.

Вопросы для общения

Что такое солома?

Где она вырастает?

Злаки: рожь, пшеница, овес — вырастают в поле. Сухие стебли и пустые колосья называют соломой.

3. Для чего используют соломку народные умельцы?

Плетут из нее шляпы, коврики, вазы; украшают предметы быта: шкатулки, доски; изготавливают красивые панно.

4. Как прежде на Руси крестьяне использовали солому?

Крыли крыши домов и амбаров; подстилал и домашним животным, кормили их соломой, когда по весне кончалось сено;

на Масленицу из соломы мастерили чучело, на радость своим

ребятишкам — соломенных куколок.

Далее мастерица проверяет смекалку детей в отгадывании кроссворда Деревенька моя. Знание предложенных терминов

необходимо при работе с соломкой.

Домик № 1

(5 букв) Подготовительный рисунок будущей

аппликации — эскиз; название соломки после разглаживания утюгом — лента. Домик № 2

(6 буке) Часть хлебного злака, оставшаяся после

обмолота зерна, — солома; утолщение на стебле злакового растения — узелок.

Домик № 3 (6 букв) Прозрачная бумага, используемая для переведения эскиза, — калька; людей, которые знали в своем деле толк, называли в народе — мастер.

Домик № 4

(7 букв) Изображение на кальке, заклеенное

соломенными лентами, — полотно; продольные бороздки на стеблях злаков — волокна. Домик № 5

(10 букв) Способ создания изображения (картинки)

путем вырезания элементов изображения и наклеивания их на фон — аппликация; часть стебля злака между двумя узелками — междоузлие.

Подвижная игра Соберем зерно в колос

Дети встают парами друг за другом — это колосок. П од музыку все разбегаются — это зерна рассыпались. По сигналу: Колосок! — дети ищут свою пару и пытаются построиться. Водящий — мышка — ловит зерна.

Ульяна достает из холщовой сумки соломенного бычка, показывает фигурку ребятам. Предлагает вспомнить содержание сказки Смоляной бычок и сделать к ней красивую картинку или игрушку. Потом ее можно будет показать малышам.

Ульяна. Чтобы у вас получилось все действительно сказочно красиво, соломку нужно заколдовать.

Для этого необходимо три раза произнести волшебные слова:

Соломка золотая,

Нам помоги,

Сказку мастерить начни!

Если вы правильно будете пользоваться инструментами, они станут ваш ими помощниками. А еще помощником для вас будет музыка. Музыка и песни всегда сопровождали труд русского человека. А смастерить сказку из соломки — это большой труд. Если постараетесь, то поделка будет замечательная, а вы получите большое удовольствие от работы. А те, кто увидит ваш у работу, тоже будут радоваться ваш им успехам.

Звучит запись спокойной мелодии в исполнении оркестра русских народных инструментов. Во время работы мастерица Ульяна следит за порядком, техникой и правильностью выполнения аппликации или объемной игрушки."

Последовательность выполнения аппликации

Нарисовать эскиз будущей аппликации, на котором изобразить бычка, солнышко, подсолнухи, деревенский заборчик.

Продумать и обозначить на эскизе направления наклеивания соломенных лент на каждой детали изображения, чтобы достичь наилучшего оптического эффекта и выразительности картинки.

Перевести эскиз на кальку, разбивая отдельные изображения на части.

Нанести клей на каждую бумажную деталь и заклеить с учетом направления полос соломкой выбранного цвета так, чтобы ленты выходили за пределы контура.

Перевернуть детали на изнаночную сторону и вы резать.

Составить изображения из деталей на приготовленном фоне и наклеить в соответствии с эскизом.

Мелкие и узкие детали, например забор, глазки, ушки, веточки, наклеить непосредственно на фон.

Обрамить картинку рамкой из четырех соломинок, отступая от краев 1 см.

Покрыть изделие бесцветным мебельным лаком.

Последовательность выполнения объемной игрушки

Взять пучок влажной соломки большого диаметра (без узелков) длиной 12 см.

Перевязать соломку толстой ниткой, отступив от края 1 см.

Перевязать соломку с другого конца, отступив от края 1 см, — это будет туловищ е.

Сделать голову размером 6 см так же.

Заточить с двух концов палочку шею и надеть на нее голову.

Укрепить голову на туловищ е позади обвязки.

Заточить 4 палочки с одной стороны и прикрепить ноги к туловищу.

Связать 3 тонкие соломинки в пучок, заплести косичкой (можно использовать веревочку) — получится хвост.

Укрепить хвост в задней части пучка туловищ а.

Приклеить мелкие детали из бумаги: глаза, уши.

Мастериц а Ульяна хвалит детей за старание и труд, говорит, что их умение рукодельничать будет необходимо в школе и дальнейшей жизни: Смолоду учиться — на всю жизнь пригодиться.

А пока, используя свои поделки, можно рассказать малышам сказку Смоляной бычок.

Загадки

Никого не родила, А все матушкой зовут. (Земля)

Какое поле за окном В олнует ветерок? В нем волны можно собирать, Укладывать в мешок.

(Нива)

Маленький, горбатенький, Все поле избегал, Домой прибежал — Всю зиму лежал.

(Серп)

Овсом не кормят, Кнутом не гонят,

А как пашет — пять плугов тащит.

(Трактор)

По черному пишу,

По зеленому смотрю,

А по золотому режу.

(Пахота, рост, уборка урожая)

Сто один брат, Все в один ряд — Вместе связаны стоят.

(Сноп)

Две недельки колосится, Две недельки отцветает, Две недельки наливает, Две недельки подсыхает. (Рожь, стебли, колосья)

Вырос в поле дом, Полон зерен он, Стены позолочены, Ставни заколочены, Ходит дом ходуном, На столбе золотом. (Колос)

Стоит в поле теремок,

Очень очень он высок.

Все жильцы в нем одинаковые:

Важные, богаты е.

Ветер дунет — дом наклонится

И земле родной поклонится.

(Хлебный колосок)

Весь из золота отлит, На соломинке стоит. (Колос)

Золотист он и усат, В ста карман ах сто ребят. (Колос)

Как во поле на кургане С тоят девушки с серьгами. (Овес)

Брось в грязь — Будешь князь.

(Овес)

В поле — метелкой, В мешке — жемчугом. (Пшеница)

Комовато, ноздревато, и мягко, И ломко, всех милей оно.

(Хлеб)