Слитное написание элементов письменных букв
Сядьте рядом с ребенком и начните рисовать ряд, состоящий из слитных крючочков. Пусть ребенок продолжит ваш ряд. Это же упражнение выполняйте с остальными элементами букв: палочками и овалами — простыми и разомкнутыми (которые должны соединяться между собой черточками); зигзагами — с острыми и...  далее..
Узнавание и различение элементов письменных букв
Нарисуйте ряд (целиком строку) палочек, крючочков и зигзагов с закругленными концами (вперемешку). Ребенку нужно показать (или подчеркнуть) все элементы букв одного вида, затем — другого, затем — третьего. Это же упражнение выполняйте иначе. Пусть ребенок подчеркнет карандашом одного цвета...  далее..
Знакомство с элементами начертаний письменных букв
Те буквы, которые мы пишем, зачастую сильно отличаются от своих печатных аналогов, тем более прописных, которые имеют самые простые начертания. Элементами письменных букв могут быть овалы, волнистые линии, крючки, зигзагообразные линии. Эти элементы сложнее выделять из букв и узнавать, чем просто...  далее..
Формирование двигательных навыков
Нарисуйте на листе бумаги несколько вертикальных черточек размером в две клетки (по боковому контуру клеток). Пусть ребенок правильно возьмет в руку карандаш и продолжит ваш ряд до самого конца строки. Черточки рисуйте через 2 клетки, чтобы было не слишком тесно. Объясните ребенку, чтобы он делал...  далее..
Подготовка руки ребенка к письму
Для того чтобы научиться писать, у ребенка должна быть сформирована тонкая моторика (способность к выполнению тонких и точных движений) кисти ведущей руки, а также определенные двигательные навыки. Если ваш ребенок левша, все последующие упражнения желательно выполнять левой рукой. В том...  далее..
Подготовка ребенка к письму
Раньше в первом классе школы был такой предмет, как чистописание. Помимо того, что он способствовал формированию у ребенка хорошего почерка, он решал и другие важные задачи — он в целом готовил ребенка к письму. Какой будет у ребенка почерк — красивый или не очень, больше всего зависит...  далее..
Задания с разноцветными буквами
Теперь ребенок должен выкладывать слова сразу из букв. Вы предлагаете ребенку сразу написать слово дом. Вы задаете ему вопросы : какой звук в этом слове первый? ([Д]), какой это звук? (твердый звонкий), каким цветом обозначаются такие звуки? (синим), какую букву нужно выбрать для обозначения...  далее..
Сдвоенные согласные звуки
Скажите ребенку, что в русском языке встречаются слова, в которых подряд идут два одинаковых согласных звука (например: гамма). Это значит, что на письме нужно писать две одинаковые буквы подряд. Сдвоенные звуки звучат как один, но только более длительно, поэтому слова с ними нужно внимательно...  далее..
Звукобуквенный анализ слов
Теперь из букв разрезной азбуки ребенок будет выкладывать сначала слоги, а потом — слова. Когда он будет выкладывать слова, он должен подбирать для обозначения звуков буквы того же цвета, что и кружки, которыми эти звуки обозначались прежде. В этом случае для него не будет скачкообразного перехода...  далее..
Формирование навыков письменной речи
Если ребенок хорошо представляет себе порядок слогов и звуков в словах, способен как бы одним взглядом охватить звуковой строй того или иного слова (и даже предложения), то навык слогового и звукового анализа слов и предложений у него уже полностью сформировался. По сути дела вам осталось выполнить...  далее..
Звуковой анализ предложений
Теперь ребенку нужно освоить звуковой анализ предложений. Это будет способствовать формированию у него навыка как бы видеть все предложение целиком. Упражнения заключаются в следующем: вы произносите предложения (сначала без предлогов и других мелких слов, затем с предлогами, союзами и...  далее..
Мягкие согласные звуки
парные по признаку глухости-звонкости Вам осталось обучить ребенка определять парный мягкий звонкий звук для имеющего пару мягкого глухого согласного ([П — В], [Ф — В] и т. д.). Пусть ребенок сначала находит парный звонкий для аналогичного твердого звука ([П — Б]), а затем — для...  далее..
Мягкие глухие согласные звуки
парные по признаку твердости-мягкости Назовите ребенку твердые глухие согласные звуки ([П ], [Ф], (К], [Т], [С], [Ш], [XI), пусть догадается, как произнести их мягко. Если он этого не сможет, скажите ему, что он должен произносить звуки мягкими губами (или языком). Сообщите ребенку,...  далее..
Глухие согласные звуки
Непарные по признаку глухости-звонкости Теперь познакомьте ребенка с твердыми глухими согласными, у которых нет звонких пар: [X] и [Ц ]. Пусть ребенок произнесет их звонко, с голосом. Укажите ему на то, что от этого не возникает никакого другого звука языка, а слышится звонкий звук, который...  далее..
Слова с пропущенными звуками
С-н - сон, сын, сан; с-м - сом, сам; с-р - сыр, сор; г-л - гол, гул; л-к - лук, лак; н-с — нос; к-т - кот; р-к - рак, рок; л-на — луна, м-ма - мама; р-ма - рама, Рома; л-жа - лужа, лыжа; г-ба - губа; л-па - лапа, лупа; р-ба - рыба, роба, раба; р-за - роза; р-на - рана; д-ра - дыра. Глухие...  далее..
Глухие и звонкие твердые согласные звуки
Скажите ребенку, что глухие согласные звуки вы обозначали кружками голубого цвета, потому что они образуются от одного только выдоха (движения воздуха) и от этого легкие, прозрачные, как будто невесомые. Голубой — это цвет воздуха. Звонкие согласные звуки, которые произносятся с голосом,...  далее..
Глухие твердые согласные звуки
Скажите ребенку, что согласные звуки вы будете обозначать кружками голубого цвета. В заданиях используйте только звуки: [Т], [П ], [К], [Ф], [С], [Ш], [X], [Ц]. Обратите внимание на следующее: во время занятий с ребенком пока (до знакомства с мягкими звуками) не используйте понятия твердые...  далее..
Звуковой анализ и составление слов и предложений
Цель приводимых в этой главе упражнений — научить ребенка выделять звук из слова, правильно определять последовательность звуков в слове и совершать со звуками различные операции. Эти же действия ребенок должен научиться совершать на материале небольших предложений. Для выполнения упражнений...  далее..
Односложные слова
Объясните ребенку, что бывают слова, состоящие из одного единственного слога. Этот слог всегда ударный, потому что другого слога, на который могло бы упасть ударение, попросту нет. Вы произносите одно-, двух- и трехсложные слова (из открытых слогов). Ребенок определяет, сколько слогов...  далее..
Ударение
Объясните ребенку, что такое ударение. Слитно произнесите какое-нибудь короткое слово (например: мама), интонационно выделяя ударный слог. Скажите ребенку, что в каждом слове какой-нибудь слог обязательно произносится с большей силой, чем остальные, поэтому он называется ударным. Для того чтобы...  далее..