Читаем и пишем     |     Глаголы

Анализ и составление предложений

Цель упражнений с предложениями — дать ребенку различные алгоритмы их построения, познакомить его с основными частями речи, а также расширить словарный состав речи ребенка.

Схема предложения

Вы произносите предложение из 2 слов без предлогов (например: Мама спит. Машина едет). Ребенок кладет перед собой длинную картонную полосу, обозначающую предложение. Вы называете одно из слов, которое входило в предложение, ребенок на картонной полосе должен показать, в каком месте предложения находилось это слово (то есть показать либо на начало, либо на конец полосы).

Вы произносите предложение из 3 слов без предлогов (например: Мама идет домой). Затем вы по отдельности, вразброс произносите слова, которые входили в предложение. Ребенок на картонной полосе должен показать, в каком месте предложения стояло каждое слово: в начале, в середине или в конце предложения. Когда будете произносить предложения, состоящие из 4 слов (например: Маленький мальчик идет домой), то по поводу второго и третьего слов ребенок должен показать на картонной полоске, какое из них стояло ближе к началу, а какое — ближе к концу предложения.

Вы произносите предложение, а ребенок выкладывает длинную картонную полосу. Затем вы повторяете это же предложение. Под длинной полосой по числу слов в предложении ребенок выкладывает более короткие полоски белого цвета, символизирующие слова. Это называется схемой предложения.

Вы выкладываете перед ребенком определенную схему предложения, то есть под длинной полосой размещаете несколько коротких (2-4 полоски). По этой схеме ребенок придумывает предложение с соответствующим числом слов.

Вы сообщаете ребенку, что полоска с крестиком будет обозначать какое-то конкретное слово (например: конструктор). Затем вы выкладываете схему, по которой ребенку нужно будет придумать предложение, помещая помеченную полоску в то или иное место схемы (например: в конец). Ребенок должен составить такое предложение, чтобы задуманное слово находилось в том месте предложения, которое обозначено на схеме полоской с крестиком (например: Мальчик собирает конструктор). Для облегчения задачи вы можете показывать ему подходящую картинку или совершать соответствующее действие.

Одну из коротких полосок вы отмечаете крестиком и в дальнейшем используете ее для обозначения какого-то конкретного слова (например: домой). Ребенку вы этого слова не сообщаете. Затем вы выкладываете схему предложения, которое собираетесь произнести (полоску с крестиком, обозначающую слово домой, вы кладете в то место схемы, где будет находиться соответствующее слово, например: последней).

Затем вы произносите задуманное предложение (например: Ма ленькие дети идут домой). Ребенок, глядя на схему, должен назвать слово, соответствующее полоске, помеченной крестиком. Вы выкладываете схему предложения из 2 слов и показываете ребенку картинку. По этой картинке он составляет соответствующее схеме предложение. После этого вы докладываете еще одну полоску — ребенок по этой же картинке должен увеличить свое предложение до 3 слов (то есть развить, дополнить предложение). Потом нужно дополнить предложение до 4, если получится, до 5 слов. Вы можете, наоборот, сначала составить схему предложения, состоящего из 4-5 слов, а потом убрать какое-то количество символов, чтобы ребенок придумал предложение с меньшим количеством слов.

Вы произносите такое предложение, порядок слов в котором можно менять без особенного ущерба для смысла этого предложения (например: Мальчик катит санки. Санки катит мальчик. Катит санки мальчик. Санки мальчик катит) и выкладываете его схему. Затем вы произносите это предложение вторично, поменяв в нем местами два слова. Ребенок на схеме должен поменять местами полоски, обозначающие эти слова, и т. д.

Предыдущее упражнение можно выполнять по-другому: вы произносите предложение, порядок слов в котором можно менять, и на схеме меняете местами полоски, обозначающие те слова, которые нужно поменять местами. Ребенок должен произнести измененное в соответствии со схемой предложение.

Речевой материал

Предложения из двух слов

Самолет летит. Собака лает. Дети гуляют. Идет снег. Распускаются цветы. Течет река Снег стаял Птичка поет. Девочка плачет.

Предложения из трех слов

Мальчик ест морковку Мама варит кашу. Жарко греет солнце. Хор поет песню. Машина долго буксует. Дворник чистит снег. Строители строят дом. Мама чистит картошку

Предложения из четырех слов

Жирный кот ловит мышку. Мама готовит жареную картошку. Корабль бороздит бурное море. Мотоцикл быстро едет вперед. Папа поздно пришел домой.

Предложения, порядок слов в которых можно менять

Дятел стучит клювом. Клювом стучит дятел. Стучит дятел клювом. Клювом дятел стучит.

Мама жарит картошку. Мама картошку жарит. Картошку жарит мама. Картошку мама жарит.

Печально поет соловей. Поет соловей печально. Соловей поет печально. Печально соловей поет. Соловей печально поет.

Пронзительно воет вьюга. Вьюга пронзительно воет. Воет пронзительно вьюга. Пронзительно вьюга воет. Воет вьюга пронзительно.