Читаем и пишем     |     Трехсложные слова

Анализ и составление сложных предложений

Цель этих упражнений — научить ребенка оперировать с предложениями, включающими в свой состав все пройденные вами грамматические конструкции.

Вы произносите предложения, ребенок выкладывает их схемы. Например: Из за угла лолентально выскочили кошка с собакой.

Вы произносите короткое предложение и постепенно, добавляя в него символы, выкладываете его продолжение. Ребенок распространяет предложение в соответствии с той схемой, которую вы выкладываете. Например: Я встал — я поздно встал — я поздно встал, потому что — я поздно встал, потому что поздно лег — я поздно встал, потому что поздно лег в кровать. Вы выкладываете схему предложения. Ребенок должен составить по ней предложение. Вы можете намечать для него тему предложения: Придумай предложение про девочку и мальчика, которые играют.

Речевой материал

Сложные предложения

Я не буду сейчас манную кашу, потому что не хочу. Мама с папой пришли поздно, потому что ходили в театр. Мы не пойдем завтра к зубному врачу. Он сегодня пойдет не на реку, а в сосновый бор. Девочка сейчас читает книгу, а не толстый журнал. Мальчик быстро выскочил из дома, потому что опаздывал. Вечером я поужинал и лег в кровать. Собаки громко залаяли и побежали к дому. Ты идешь сейчас в аптеку или магазин?

Предложения для распространения

Он идет - он идет медленно - он идет медленно, потому что - он идет медленно. п отому что тащит сумку - он идет медленно, потому что тащит тяжелую сумку - он идет медленно, потому что тащит тяжелую сумку с книгами - он идет медленно, потому что тащит тяжелую сумку с толстыми книгами. Мальчик боится - мальчик боится собаку - мальчик боится злую собаку — мальчик боится большую злую собаку - мальчик боится большую злую собаку, потому что — мальчик боится большую злую собаку, потому что она кусается — мальчик боится большую злую собаку, потому что она больно кусается. Мы хотим - мы хотим в лес - мы хотим в лес за грибами - мы хотим в лес за грибами или — мы хотим в лес за грибами или ягодами - сегодня мы хотим в лес за грибами или ягодами.

Буревестник кружится - буревестник низко кружится - буревестник низко кружится над морем - большой буревестник низко кружится над морем, потому что — большой буревестник низко кружится над морем, потому что будет гроза.

Слоговой анализ и составление слов и предложений

Цель выполнения упражнений со слогами — научить ребенка анализировать слоговой состав слов различной сложности, определять в них порядок слогов и выполнять с ними различные действия.

Слова с открытыми слогами

Напомните ребенку, что такое слог, произнесите с ним вместе по слогам несколько слов, состоящих из 2-3 открытых слогов (открытый слог — это согласный + гласный).

Очень внятно и раздельно произнесите по слогам двухсложные слова, ребенку нужно определить, какой слог в слове идет первым, а какой — вторым.

Это же упражнение выполняйте с трехсложными словами: ребенку нужно определить, какой слог идет первым, а какой — последним.

Затем нужно определить, какой слог находится в середине. Вы произносите слово, а ребенок кладет перед собой картонную полоску, обозначающую слово. Когда вы вторично будете произносить это же слово по слогам, он должен на каждый слог слова выкладывать под этой полосой обозначающие слоги прямоугольники. Это называется слоговой схемой слова. Сначала используйте слова, состоящие из 2 открытых слогов, затем — из 3.

Предложите ребенку по слогам повторять за вами двух- и трехсложные слова, которые вы очень внятно и раздельно произносите по слогам.

Затем нужно очень внятно, по слогам повторять слова, которые вы произносите также по слогам, но не слишком раздельно. Ребенок должен повторять за вами по слогам слова, которые вы произносите слитно.

Когда ребенку придется самостоятельно делить слова на слоги, он может начать испытывать определенные затруднения, поэтому вам нужно познакомить его со следующим правилом: в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

Пусть вспомнит гласные звуки и проделает такое упражнение: он должен тянуть гласный [А] и, не прекращая тянуть его, сделать из него [О], затем остальные гласные звуки (то есть он для этого должен менять форму губ). Обратите его внимание на то, что в произношении гласных язык не принимает участия, а губы никогда не соприкасаются. Напомните ребенку, что гласные звуки произносятся одним только чистым звуком голоса. Их можно тянуть. Их также можно произносить отрывисто (пусть ребенок, как можно резче открывая рот, произнесет звуки: [А], [О], [У], [Э], [Ы ]).

По этим двум причинам гласные и образуют слоги, слоги — это части слова, которые можно произнести резко, отрывисто и одновременно длительно (произнесите таким образом, с упором на гласные звуки несколько слогов: МА-А-А, ПА-А-А и т. п.; а также слов, состоящих из этих слогов: ма-а-а — ма-а-а, па-а-а — па-а-а и т. п., резко открывая рот и протяжно произнося гласный звук).

Но в языке существуют еще и согласные звуки, которые тоже можно тянуть ([Ml, [HI, [Ж], [31, [В], [Й], [Л], [Р ]), но такие звуки не могут образовывать слога, потому что их нельзя произнести отрывисто и одновременно длительно. Пусть ребенок попробует отрывисто произнести эти звуки. У него будут получаться фактически слоги: МЭ, ЖЭ или ЖИ, ЛЭ, ЙИ и т. п. Укажите ему на то, что вслед за согласным в его произношении идет очень короткий гласный звук (назовите — какой), который и придает отрывистость произношению и создает слог. Покажите ему, как можно произнести согласный звук без гласного ([М — М — М] — не разжимая губ, [Н — Н — Н] — не отрывая языка от нёба и т. п.). Обратите внимание ребенка на то, что если эти согласные звуки произнести протяжно, то не получится отрывистого произношения (отрывистое произношение может создать только идущий следом гласный звук).

Ребенок может попытаться произносить согласные звуки отрывисто. В этом случае укажите ему на то, что тогда у него не получается длительного произношения этих звуков. То есть согласные звуки (которые можно тянуть) можно произнести либо протяжно, либо отрывисто.

Произносите открытые слоги с гласными: [A], [O], [У], [Ы ], [Э],

ребенок должен определять, какой гласный звук присутствует в каждом слоге (делает этот слог слогом). Вначале гласные звуки следует произносить длительно.

Произносите то слог, то сочетание 2 согласных звуков, один из которых (или сразу оба) можно тянуть (следите, чтобы между согласными не вкрадывался призвук гласного звука). Пусть ребенок определяет, когда вы произнесли слог, и называет формирующий этот слог гласный звук.

Это же упражнение выполняйте, поменявшись с ребенком ролями. Иногда отвечайте неправильно, пусть ребенок исправляет ваши ошибки.

Для выполнения этих и дальнейших упражнений:

используйте слоги и слова, состоящие только из твердых согласных звуков и гласных звуков: [A], [O], [У], [Ы ], [Э];

не используйте слова и слоги с гласным [И], так как он всегда следует после мягкого согласного звука;

не употребляйте слова, которые пишутся с использованием букв Е, Ё, Я, Ю, они также обозначают мягкость предшествующего согласного;

не употребляйте слова, в которых гласный звук [О] находится в безударном положении, в этом случае в обыкновенной речи он звучит почти как [А], и ребенок не сможет правильно опознавать его (как звук [0]) Например: вода — вада.

Ребенок должен повторять за вами по слогам слова из 2 открытых слогов, которые вы произносите слитно. Если он будет затрудняться разбивать слова на слоги, пусть определяет, какие гласные есть в этих словах. Произнося слова по слогам, пусть тянет гласные.

Это же упражнение выполняйте с трехсложными словами.

Пусть ребенок повторит за вами по слогам двухсложное слово из открытых слогов и выложит его слоговую схему. Затем ему нужно будет определить, какой гласный делает слогом каждый из слогов, и выложить под символами слогов соответствующие карточки с обозначениями гласных звуков. Например: ро-за, ры-ба.

Это же упражнение нужно делать с трехсложными словами.

Речевой материал

Открытые слоги

Па, да, но, со, ды, ру, вы, бэ. га, нэ, му, ры, за, лэ. г у, ко, та, фо, ра, ха, шу, бы, са, фы, да, го.

Двухсложные слова

Са-ды, гу-бы, ры-ба, ды-ра, го-ры, но-ры, ду-бы. ма-ма, па-па, лу-жа, лу-на, лу-ra, та-ра, бу-ка, лыжа, мода, воды, ва-за. ро-за, ра-ма, су-ма, пума, пара, дары, мура, дума, ла-ма.