Читаем и пишем     |     Подготовка ребенка к освоению грамоты

Что такое письменная речь и как ребенок ее осваивает

Для того чтобы научиться читать и писать, ребенок должен иметь четкие представления о звуках языка.

В зависимости от ситуации звуки речи предстают перед нами в различных своих обличьях, или образах.

Когда мы слышим звук, мы имеем дело с его слуховым образом. Слуховой образ звука — это конкретный набор акустических характеристик, которые делают звук узнаваемым и отличают его от всех остальных звуков. Для того чтобы правильно опознавать слышимые звуки и не путать их между собой, ребенок должен иметь устойчивые слуховые образы этих звуков.

Когда мы произносим звук, мы имеем дело с его произносительным образом. Произносительный образ звука — это четкое представление с том, как он произносится, какие движения при его произнесении совершают органы речи, и чем он в этом отношении отличается от других звуков языка. Для того чтобы иметь правильные произносительные образы звуков, ребенок должен нормативно выговаривать их, и его произносительные навыки должны быть устойчивыми. В противном случае, проговаривая звук про себя и не имея возможности воспринимать его на слух, ребенок может легко перепутать его произношение с другим, близким по произношению (по движениям органов речи) звуком.

Когда нам нужно прочитать или записать какой-нибудь звук, мы имеем дело с его графическим образом. Графический образ звука — это та буква, которой он обозначается на письме.

Для того чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. Кроме того, он должен иметь хорошо развитые внимание и память, а также уметь совершать разнообразные умственные операции.

Итак, письменная речь — это сложный синтетический процесс, в котором одновременно принимают участие разные психические способности ребенка.

Зрительное восприятие. Благодаря зрительному восприятию ребенок узнает буквы и различает их между собой, и у него складываются четкие графические образы звуков.

Пространственное восприятие. Пространственное восприятие участвует в формировании графических образов звуков. С его помощью ребенок ориентируется на листе бумаги, определяет направление слева направо, различает похожие буквы, отличающиеся друг от друга расположением в пространстве своих частей (например, Р — Ь, И—Ни т. п.).

Зрительное внимание. Благодаря зрительному вниманию ребенок, не рассеиваясь, способен удерживать в поле своего зрения необходимый объем зрительного материала (в частности — буквенный ряд), а также в определенной последовательности переключаться с одного зрительного объекта на другой (с буквы — на букву).

Зрительная память. С ее помощью ребенок запоминает начертания букв, а также порядок следования букв друг за другом.

Слуховое восприятие, а именно такая его разновидность как речевой слух. С помощью речевого слуха ребенок различает между собой звуки речи, и у него формируются четкие слуховые образы звуков.

Слуховое внимание и память. Они всегда действуют сообща, с их помощью ребенок способен оперировать со звуками (например, переставлять местами и т. п.), удерживать в памяти их последовательность и одновременно представлять целиком весь звуковой ряд. Кинестетическое (мышечное) восприятие. С его помощью ребенок как бы на ощупь отличает произношение одного звука от другого. Эта способность необходима ребенку, например, когда он пишет, проговаривая текст про себя. С помощью кинестетического восприятия формируются произносительные образы звуков.

Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков между собой. Эта способность позволяет ребенку: правильно повторить услышанный звук;

определить, правильно ли он сам произнес тот или иной звук; подобрать нужную букву к тому звуку, который он слышит; правильно подобрать букву к тому звуку, который он произносит (в том числе — про себя, когда он может узнать тот или иной звук; только опираясь на его произносительный образ - на движения органов речи); правильно прочитать букву.

Способность к языковому анализу и синтезу. Она заключается в умении разлагать целостный фрагмент речи на составляющие его части (предложения, слова, слоги, звуки), и наоборот — составлять из разрозненных единиц речи связные речевые конструкции. С помощью этой способности ребенок:

выделяет звук из слова или слога; выделяет слог из слова;

выделяет слово из предложения;

соединяет звуки в слог;

составляет из слогов слово;

составляет из слов предложения.

Для того чтобы освоить письменную речь, все эти способности у ребенка должны быть хорошо развиты и, кроме того, в зависимости от ситуации по-разному комбинироваться. Например, письмо под диктовку требует, чтобы ребенок воспринял и запомнил слышимые звуки, затем правильно соотнес их с произносительными образами этих звуков (то есть проговорил их про себя). После этого произносительные образы звуков должны быть соотнесены с их графическими эквивалентами (то есть ребенок должен подобрать для письма нужные буквы). Если же ребенок переписывает — он сначала должен опознать буквы, затем соотнести графические образы звуков с произносительными (то есть — прочитать буквы), а после этого снова перевести произносительные образы звуков в графические (то есть — написать буквы).

При письме ребенок сначала прослушивает то, что он должен написать, затем проговаривает это вслух или про себя, а затем уже пишет.

Например, для того чтобы написать под диктовку предложение, ребенок должен совершить следующие операции.

Он должен сначала воспринять предложение на слух целиком, затем вычленить из него составляющие его слова и запомнить их порядок (если нужно написать два предложения —з начит нужно еще и провести границу между предложениями).

При восприятии каждого слова ребенку нужно правильно уловить на слух его звуковой состав и порядок в нем звуков, с тем чтобы при написании слова можно было точно повторить его.

Когда ребенок пишет — он по звукам проговаривает каждое слово вслух и вслушивается в его звуковой состав, пытаясь понять, какие тут звуки и в каком порядке они идут.

Если ребенок проговаривает слово про себя, он через мышечное чувство анализирует свое произношение, также определяя в нем состав и порядок звуков.

Затем ребенку нужно вспомнить точное написание букв, обозначающих соответствующие звуки, и написать их в нужном порядке.

При недостаточном развитии у ребенка необходимых для письменной речи способностей, сбой в письме может произойти в любой момент и на любом уровне. Например, ребенок может не воспринять на слух, где закончилось одно предложение и началось другое, он может также неверно провести границу между словами и написать их вместе.

Из-за дефекта речевого слуха он может неправильно расслышать звуковой состав слова (например, услышать вместо стол — стул), не уловить порядка в нем звуков или слогов или неправильно проанализировать этот состав (например, вместо трос — торс).

При письме он может ошибочно произнести слово, потому что вместо одного звука выговаривает другой (например, вместо [Ш) — [С]) или еще недавно так выговаривал и иногда продолжает смешивать между собой эти звуки. Соответственно, он напишет слово так же, как произнес (например, вместо мишка — миска).

В своем произношении ребенок может не уловить порядка следования звуков или слогов в слове и ошибочно написать его.

Он может уловить порядок звуков или слогов правильно, но не удержать его в памяти и в дальнейшем допустить на письме ошибку. В этом и предыдущем случаях написанное слово может получиться бессмысленным (молоко — моколо ).

При проговаривании ребенок может не расслышать (если он произносит вслух) или не уловить на ощупь (если он проговаривает про себя) в слове какого-то звука и пропустить его на письме.

Он может, наконец, неправильно подобрать буквы для написания слова, спутать их по графическому образу или вовсе не вспомнить их начертания.

Ребенок может плохо ориентироваться на листе бумаги.

У ребенка могут быть не сформированы необходимые для письма двигательные навыки.

В результате при письме ребенок допускает следующие ошибки.

Может слитно писать два слова подряд.

Разрывать при письме слово на части.

Писать вместо одних букв другие.

Переставлять их местами.

Добавлять буквы в словах.

Пропускать буквы в словах.

Писать справа налево.

Не удерживать строку, то есть писать неровно.

Писать буквы разного размера.

У ребенка может быть очень плохой почерк (который никто, в том числе и он сам, не понимает).

При чтении ребенок должен в определенном направлении переводить взгляд с буквы на букву и прочитывать их, то есть отвлекаться от отдельного звукового содержания каждой буквы и создавать из них новое целое — слог, потом слово.

Сначала ребенку нужно узнать букву, то есть проанализировать ее начертание и отличить ее от других, похожих на нее букв.

После этого надо соотнести эту букву с тем звуком, который она обозначает, то есть прочитать ее.

Затем нужно прочитать следующую букву, причем ребенок должен сделать это про себя, а вслух — произнести уже слог, то есть совершить определенную умственную операцию — синтезировать звуки в слог.

В дальнейшем от ребенка требуется аналогичным образом прочитать следующий слог, вспомнить предыдущий и в надлежащем порядке соединить эти слоги в слово — произнести целиком слово.

Причем ребенок должен произнести это слово не как попугай -а узнать смысл этого слова.

Затем ребенку нужно прочитать следующие слова предложения, одновременно удерживая в памяти всю последовательность уже прочитанных слов и понять смысл всего предложения.

При недостаточном развитии у ребенка необходимых способностей сбой в чтении может произойти в любом месте этого процесса.

Ребенок может не удерживать в своем внимании направление буквенного ряда — читать справа налево, а также в случайном порядке перемещаться со строки на строку.

Он может оказаться не в состоянии правильно выстроить взглядом последовательность бу кв в сл ове и в результате — путать буквы местами, перескакивать через букву, не замечая ее.

Он может неправильно опознать букву, то есть спутать ее с другой, что сделать достаточно легко, так как начертания многих букв похожи друг на друга (например, буквы Р — Ь, В — В, Е — III, Э —Зидр.).

Ребенок может неправильно прочитать букву, то есть соотнести ее не с тем звуком, который она обозначает.

Для ребенка может оказаться невозможным прочитать слог. Во-первых, ему может быть трудно, прочитав про себя (или даже вслух) вторую букву слога, удержать в памяти последовательность получившихся звуков — он может поменять их местами (вместо РА, например, прочитать — АР). Во-вторых, у него может не получиться прочитать звуки слитно — он будет разрывать слог (вместо РА читать — Р — А).

После того как ребенок прочитает следующий слог слова, ему может быть трудно, называя все слово целиком, сохранить в нем правильную последовательность слогов (например, вместо рама он может сказать мара ).

Ребенок может вообще забыть предшествовавший слог.

Ребенок может не понять смысла слова. Пока он читает его, оно остается для него неким бессвязным звуковым набором (в силу сложности осуществляемых операций и отсутствия умения видеть все слово целиком). Даже после правильного прочтения слова ребенок не всегда может понять его смысл, так как в голове у него не сложилось ясного звукового образа этого слова, а только нечто смутное.

По этой же причине ребенку бывает сложно понять смысл предложения.

В результате при чтении ребенок допускает следующие ошибки.

Не может составить из букв слога (отрывает в нем звуки друг от Друга).

Переставляет местами звуки в слове (не улавливает их последовательности).

Неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие).

При чтении пропускает буквы (не читает их).

Может добавлять лишние звуки.

Читает очень медленно.

Плохо понимает прочитанный материал (часто он не понимает его вовсе).

Не может запомнить прочитанное и пересказать его.