Читаем и пишем     |     Знакомство с элементами начертаний письменных букв

Формирование двигательных навыков

Нарисуйте на листе бумаги несколько вертикальных черточек размером в две клетки (по боковому контуру клеток). Пусть ребенок правильно возьмет в руку карандаш и продолжит ваш ряд до самого конца строки. Черточки рисуйте через 2 клетки, чтобы было не слишком тесно. Объясните ребенку, чтобы он делал так же.

Важно, чтобы все упражнения ребенок выполнял от начала и до конца строки, так как иначе во время письма он будет раньше времени перескакивать на следующую строку или начинать письмо с середины строки.

Предыдущее упражнение нужно выполнять с горизонтальными черточками размером в две клетки. Нарисуйте их в строку (по нижнему контуру клеток), между черточками оставьте промежуток в две клетки.

Подобное же упражнение нужно выполнять с диагональными черточками.

Если ребенок не будет справляться с этими заданиями, обозначьте точками на листе бумаги начало и конец каждой черточки. Но в дальнейшем он должен научиться рисовать их самостоятельно.

Нарисуйте несколько вертикальных черточек (таких же, как и раньше), но одну с нажимом, а другую — без (нажим должен выделяться на бумаге более жирной линией). Предложите ребенку продолжить ваш ряд. Для начала покажите ему, что такое нажим, возьмите его руку в свою и нарисуйте несколько черточек. Объясните ему, что писать с нажимом нужно, посильней нажимая на карандаш, чтобы черточка вышла без нажима, карандаш нужно держать более свободно.

Нужно иметь в виду, что подобные упражнения рассчитаны не на формирование навыка писать с нажимом, а как раз — обратного. Рука у ребенка и так слишком напряжена, и она еще долго будет оставаться напряженной, что будет мешать ему осваивать навык письма и писать бегло. Ваша задача — как можно раньше научить ребенка действовать свободной, не зажатой рукой. При выполнении предыдущего и подобных ему упражнений ребенок учится ощущать контраст между разными степенями напряженности мышц и управлять ими.

Упражнения, подобные предыдущему, выполняйте с горизонтальными и диагональными черточками.

Попросите ребенка нарисовать две вертикальные черточки: одну с нажимом, другую — без. Затем предложите ему нарисовать третью — со средним нажимом.

Нарисуйте на бумаге вертикальные черточки: с нажимом, с легким нажимом, без нажима, пусть ребенок продолжит ваш ряд. Обращайте внимание не на качество получающихся линий, а на нажим.

Такое же упражнение выполняйте с горизонтальными и диагональными черточками.

Предложите ребенку рисовать горизонтальные черточки по самой середине (по центру) клетки; между ними нужно пропускать по 2 клетки.

Предложите ему обводить карандашом по контуру квадраты, состоящие из 4 клеток. Нарисуйте ему образец (в виде начала строки).

Пусть ребенок обводит по контуру вертикально и горизонтально расположенные прямоугольники, состоящие из 2 клеток. Эти же упражнения нужно выполнять с нажимом и — без. Ребенок должен обводить по контуру прямоугольники (из 2 клеток) и квадраты (из одной клетки), прямоугольники с нажимом, квадраты — без.

В дальнейшем все упражнения ребенок должен выполнять без нажима (во всяком случае, с как можно меньшим нажимом). Чтобы ему легче было рисовать, используйте мягкий карандаш.

Пусть ребенок без нажима обводит прямоугольники и квадраты разной величины.

Предложите ребенку вписывать круг в квадрат из 4 клеток. Для начала можете наметить контуры фигур точками. Если упражнение окажется для ребенка трудным, пусть обводит нарисованные вами круги.

Затем предложите ребенку вписывать круг в клетку. Ребенок должен вписывать овал в вертикальный прямоугольник и эллипс — в горизонтальный. Для начала можете намечать точками контуры фигур.

Затем нужно вписывать в клетки ромбы. Можете наметить точками углы фигур.

То же самое нужно делать с треугольниками, обращенными острием вверх и вниз.

Ребенку нужно рисовать в клеточках различные геометрические фигурки — квадратики (обводить клетку), кружки и треугольники (рисовать нужно через клетку) и соединять их соединительными черточками (как буквы на письме). После этого ему нужно по порядку назвать фигуры.

Нужно рисовать в клеточках слегка наклонные черточки (имитируя наклон при письме).

Нужно рисовать черточки через одну: одну — прямую, одну — наклонную.

Ребенок должен рисовать наклонные овалы. Намечайте ему точками их верхушки. Если ребенку будет трудно это делать, пусть для начала обводит овалы, нарисованные вами.

Затем ему нужно рисовать овалы через один: один — прямой, один — наклонный.

Если ребенок левша, рисовать с наклоном для него может оказаться слишком сложным, в этом случае пусть рисует только прямые линии и фигуры. Подобным образом он должен поступать и в дальнейшем.