Читаем и пишем     |     Звукобуквенный анализ слов

Формирование навыков письменной речи

Если ребенок хорошо представляет себе порядок слогов и звуков в словах, способен как бы одним взглядом охватить звуковой строй того или иного слова (и даже предложения), то навык слогового и звукового анализа слов и предложений у него уже полностью сформировался. По сути дела вам осталось выполнить чисто техническую часть программы — научить ребэнка подставлять в схемы слов и предложений вместо разноцветны кружочков буквы.

Как и прежде, вы должны использовать только те слова, которые пишутся так же, как и произносятся.

Закрепление знания букв

Вам нужно будет закрепите У ребенка знание букв, а также познакомить его с теми буквами, которые он еще не знает. Используйте следующие буквы: А, О, У, Ь1, Э, И, Б, В, Г, Д, Ж, 3, И, К, Л, М, II, II, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ- Всегда называйте их точно так же, как тот звук, который они обозначают (например: Й — [Й], а не — [ИЙ]; Л — [Л], а не [ЭЛЬ] или [ЛЭ].

Для выполнения дальнейших упражнений вам нужно будет изготовить комплект разрезной азбуки. Основная ее особенность в том, что буквы в ней должны быть разных цветов.

Для обозначения гласных звуков вам понадобятся буквы:

A, О, У, Э, Ы — 2-3 красного цвета и столько же — розового; И, Е, Ё, Ю, Я — 2-3 зеленого цвета.

Ь — 2 зеленого цвета.

Для обозначения согласных звуков вам понадобятся буквы:

П, Ф, Т, К, С, Ш, X, Ц — по 2-3 голубого цвета;

B, В, Д, Г, 3, Ж, Л, М, Н, Р — по 2-3 синего цвета;

П, Ф, Т, К, С, X, Ч, Щ — по 2-3 светло-зеленого цвета; Б, В, Д, Г, 3, Л, М, Н, Р, Й - по 2-3 темно-зеленого цвета. В разрезной азбуке должны быть только заглавные буквы. Когда будете рисовать их, выбирайте самое простое начертание этих букв.

Для начала вам нужно выявить те буквы, которые ребенок еще не запомнил. В первоначальных упражнениях на закрепление букв используйте черно-белую разрезную азбуку.

Вы называете звук (можно делать это в алфавитном порядке), ребенок показывает букву, которой он обозначается.

Отложите те буквы, которые ребенок не знает, и выполняйте с ними следующие упражнения (упражнения приводятся на примере буквы П).

Назовите ребенку какой-нибудь звук и покажите букву (черно-белую), которая его обозначает (например: П). После этого положите перед ним еще три-четыре буквы, желательно похожие по начертанию (например: И, Ц, Н, Й), пусть найдет среди них П. Перемешайте буквы (поменяйте их местами), нужно найти среди них букву П.

Положите букву П среди других букв (например: Т, Г, Ш, Щ), ребенку нужно найти ее (вы говорите ему: покажи букву П). Положите букву П и другие буквы вверх ногами, нужно найти букву П.

Положите буквы набок (развернув их на 45). Нужно найти букву П.

Положите перед ребенком заштрихованные буквы (их контур должен хорошо просматриваться), можете нарисовать их. Пусть ребенок покажет букву П.

Ребенку нужно превратить их в буквы П. Затем такие же линии превратить в буквы И и Н.

Ребенку нужно сделать из них буквы П (замазать маркером нижние стороны прямоугольников).

Из этих же прямоугольников нужно сделать буквы И и Н (замазать верхние и нижние стороны прямоугольников и дорисовать линии).

Нарисуйте на листе бумаги в клетку сложную ломаную линию, фрагменты которой включают в себя букву П. Ребенок должен увидеть эти фрагменты и обвести их карандашом. Например:

Подобные упражнения выполняйте с другими буквами, которые ребенок не знает. Используйте похожие по начертанию буквы:

включающие в себя большой круг (или разомкнутый круг): О, С, Э, Ф.Ю ;

состоящие из маленького круга (двух маленьких кружков, в том числе — разомкнутых) и сочетаний линий: Р, Ь, Ы, В, Б, Я, 3;

состоящие из перекрещивающихся и наклонных линий: X, Ж, У, К, А, Л, Д, М, Ч;

состоящие из вертикальных и горизонтальных линий: Й, И, Ц, Е, Н, Ш, Щ, П, Т, Г, Ё.

Букву — твердый знак использовать не нужно, так как она не будет встречаться в материале заданий.

Дальнейшие упражнения нужно выполнять со всеми указанными в начале главы буквами. При выполнении упражнений используйте разноцветную азбуку.

Вы называете какой-нибудь звук, ребенок показывает символ, которым он обозначается, а затем подбирает такого же цвета букву.

Показывайте ребенку какую-нибудь букву (например: светло-зеленую букву П). Сначала ребенку нужно определить по цвету буквы, какого типа звук ею обозначается (глухой мягкий согласный), а затем назвать звук.

Пусть ребенок выберет из букв разрезной азбуки все буквы, обозначающие гласные (затем — согласные) звуки и назовет их. Пусть отберет буквы, которые обозначают ударные (затем — безударные) гласные звуки и назовет их.

Пусть из букв разрезной азбуки выберет все буквы, обозначающие глухие мягкие звуки (затем — глухие твердые, звонкие мягкие и звонкие твердые звуки). После этого пусть назовет эти буквы.