Читаем и пишем     |     Придумывание предложений

Формирование первоначальных навыков языкового анализа и синтеза

Прежде всего нужно познакомить ребенка с основными единицами речи: предложениями, словами, слогами, звуками (что такое звук — он отчасти уже знает), и обучить его самым простым операциям с ними.

Предложения

ОТЛИЧИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ СЛОВА И ОТ БЕССМЫСЛЕННОГО НАБОРА СЛОВ

Объясните ребенку, что такое предложение. Скажите ему, что предложение это несколько слов, которые выражают определенную мысль (например: Мы с тобой идем домой). Если несколько слов (даже тех же самых) никакой мысли не выражают (например: тобой дом иду с мы ), они не являются предложением, а просто набором слов.

Объясните, что такое слово. Скажите ему, что слово — это определенное сочетание (порядок) звуков, которое имеет смысл (например: город). Если те же самые звуки стоят в другом порядке и не имеют смысла — они не являются словом (например: родог ).

Вы произносите то предложения, то отдельные слова. Ребенок определяет, когда вы произнесли предложение, а когда — слово. Вы произносите то предложения, то бессвязные наборы слов. Ребенок говорит, когда вы произнесли предложение, а когда это просто набор слов.

Ребенок должен придумывать предложения (по показу действия или по картинке) и составлять наборы слов.

Ребенок произносит то предложение, то отдельное слово, вы отгадываете, что он произнес, иногда вы допускаете ошибки, и ребенок исправляет вас.

Ребенок придумывает то предложение, то набор слов, вы отгадываете, что он произнес, иногда допуская ошибки. Вы произносите набор из 3-4 слов, а ребенок из них составляет предложение. Например: пришла, дом, мама — мама пришла домой. После этого вы можете предлагать ребенку наборы из пяти слов. Наборы слов произносите по нескольку раз. Ребенок сначала произносит какое-нибудь предложение (можно по картинке или по показу действия), а потом называет только одно слово, которое входило в это предложение.

Речевой материал

Предложения

Я иду гулять. Ты смотришь в окно. На улице идет дождь. Ярко светит солнце. Машина едет по дороге. Люди вышли из магазина. В метро много народа. Кошка спит в кресле. Мама моет окна. На елке горят огни.

Наборы слов

Собака, мышка, бежит, нос; красный, улица, бежит; маслины, на рыбалке, рыжий; бумага, ушла, большой, колокольчик; санки, помыла, ребенок, работает; вчера, подсолнухи, утонул, машина; назад, причал, на веревке, кот; умница, год, рыжий.


Наборы слов для составления предложений

Пирог, ужин, на, мама, испекла; Лает, кошка, преследует, и, собака; Маленькие, улица, дети, на, прятки, играют; Очень, небо, летит, высоко, самолет, в; Голодные, лес, воют, в, волки, злые; Красиво, цветы, клумба, на, душистее, цветут.

Определение границ предложения

Объясните ребенку, что когда мы пишем предложение, мы ставим в его конце точку. Нарисуйте ее. Покажите ребенку точки в какой-нибудь детской книге с крупным шрифтом.

Вы, практически без пауз, произносите одно простое предложение за другим, например: Я иду домой. Ты сидишь на стуле. На улице идет снег. Кошка ловит мышку и т. д. Ребенок должен прослушать предложения и, когда вы в том же порядке будете произносить их снова, должен, ударяя пальцем по столу, как бы ставить в конце каждого предложения жирную точку. Дайте ребенку несколько мелких продолговатых предметов (например: счетных палочек или спичек). Вы должны произносить предложения из 3-4 слов, а ребенок на каждое ваше предложение выкладывать один предмет. В конце попросите его сосчитать, сколько предложений вы произнесли. Начинайте с 2-3 предложений.

Скажите, чтобы счетные палочки (или заменяющие их предметы) ребенок клал на стол горизонтально (а не вертикально), так как они изображают предложения, которые имеют длительность или протяженность.

Вы произносите то одно короткое предложение, то два подряд (например: Я сижу на стуле. Или: Ты идешь по улице. Мальчик рисует). Когда будете произносить два предложения подряд, отделяйте одно от другого интонационно. Ребенок должен сказать, когда вы произнесли одно предложение, а когда — два. Это же упражнение выполняйте, меняясь с ребенком ролями — время от времени ошибайтесь, он должен исправить вашу ошибку.

Речевой материал

Предложения

В лесу поют птицы. На окне стоит цветок. По морю плывет кораблик Н а столе лежит книга. Дети играют на улице. На дворе стоит зима. Кошка умывается. Дует ветер. Машина мчится по шоссе. Листья пожелтели. Я смотрю в окно. На обед был суп. Мама пришла домой. Собака спит на коврике. На клумбе распустились цветы. Тает снег.