Читаем и пишем     |     Существительные

Глаголы

Продемонстрируйте ребенку какое-нибудь простое действие (движение): сядьте, встаньте, походите по комнате, попрыгайте и т. п. Спрашивайте: что я делаю? Ребенок должен употребить соответствующий глагол: сидишь, стоишь, ходишь, прыгаешь. Изображайте только такие движения, которые можно охарактеризовать одним глаголом без добавления существительного (например, если вы будете махать рукой, ребенок так и скажет: машешь рукой).

Объясните ребенку, что слова, которые обозначают действия, так и называются — слова-действия, или глаголы (можно одновременно употреблять оба термина, чтобы ребенок привыкал к грамотному словоупотреблению). Слова-действия отвечают на вопрос: что делаешь? (делаю, делает).

Попросите ребенка изобразить какое-нибудь действие и затем назвать его одним словом (глаголом): сижу, хожу, рисую, умываюсь и т. п.

Показывайте ребенку сюжетные картинки, он должен называть изображенное на картинке действие (если он будет пытаться употреблять и другие слова, останавливайте его: назови только одно действие).

Объясните ребенку, что слова-действия вы будете обозначать полоской ярко-зеленого цвета, так как глагол — это действие, движение, а именно такой свет светофора включает на дороге движение.

Затем произносите вперемешку глаголы (используйте форму первого лица, единственного числа: иду, сижу, мою и т. п.) И другие части речи (существительные, прилагательные). Когда ребенок слышит глагол, он должен показывать зеленую полоску, когда иное слово — белую.

Это же упражнение выполняйте, поменявшись с ребенком ролями. Иногда допускайте ошибки, ребенок будет исправлять вас. Пусть ребенок положит перед собой полоску, обозначающую предложение. Произносите сначала предложения из 2 слов (например: Мальчик рисует. Цветет цветок. Поезд едет. Катится шар и т. п.), затем из 3 (например: Машина едет быстро. Маша ушла домой. Летит большая птица. Солнце ярко светит и т. п.). Ребенок должен выкладывать схему предложения, размещая зеленую полоску в нужном месте схемы (в начале, в середине или в конце белой полосы).

Выложите схему предложения из 2 слов (белая полоска + зеленая). Пусть ребенок по этой схеме придумает несколько предложений.

Поменяйте полоски местами, пусть ребенок придумывает предложения, где глагол идет первым.

Речевой материал

Глаголы

Пишу, вышиваю, крашу, леплю, убираю, стираю, делаю, стригу, купаю, чищу, шагаю, обнимаю, глажу, черчу, печатаю, фотографирую, режу, покупаю, стою, бегу, нюхаю, смотрю.

Предложения с глаголами

Девочка идет. Собака кусается Б уксует машина. Плывет корабль. Бабушка печет пирожки. Идет сильный дождь. Розы пышно цветут. Громко бьет барабан. Девочка вышивает гладью. Пьет молоко кошка.