Читаем и пишем     |     Слова с пропущенными звуками

Глухие и звонкие твердые согласные звуки

Скажите ребенку, что глухие согласные звуки вы обозначали кружками голубого цвета, потому что они образуются от одного только выдоха (движения воздуха) и от этого легкие, прозрачные, как будто невесомые. Голубой — это цвет воздуха.

Звонкие согласные звуки, которые произносятся с голосом, вы будете обозначать синим цветом, потому что они намного гуще. Если сгустить голубой цвет — получится синий.

Произносите вперемежку глухие и звонкие звуки. Когда ребенок будет слышать глухой звук, он должен показывать голубой кружок, когда звонкий — синий. Пусть ребенок повторяет за вами те звуки, в которых он сомневается, и прислушивается, шепотом или с голосом он их произносит.

Вы произносите открытые (ПА, МУ) и закрытые (AT, ЫН) слоги со звонкими и глухими согласными. Ребенок выкладывает схемы этих слогов. Если он будет сомневаться в глухости или звонкости согласных звуков, пусть произносит их вслух. После того как он выложил схему, попросите его прочитать то, что получилось.

Пусть ребенок выкладывает схемы открытых и закрытых слогов. Можно использовать кружки или карточки с символами гласных звуков. Меняйте кружки (или кружки и карточки) местами, ребенок должен прочитать, что получилось (например: РО — ОР).

Вы произносите слова из 3 звуков, включающие в себя только звонкие твердые согласные, ребенок выкладывает схемы этих слов. После этого ему нужно их прочитывать*. Спрашивайте у него: какое слово получилось?

Произносите слова, состоящие из 3 звуков, в которых одновременно есть звонкие и глухие согласные (например: док). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов. Гласный звук в них всегда ударный.

Произносите слова из 2 открытых слогов, в которых есть только звонкие твердые согласные, пусть ребенок выкладывает их схемы и прочитывает их.

Предложите ребенку придумывать слова на последний звук вашего слова (например: бугор — работа). Звук он должен определять самостоятельно. Подбирайте слова, в которых последний звук пишется так же, как и звучит, остальные звуки могут быть любыми.

Вы произносите слова из 3 звуков, которые можно преобразовать в другие слова, заменив в них гласный звук (например: гол — гул).

Ребенок выкладывает схемы этих слов, обозначая гласный звук карточкой с соответствующим символом. Заменяйте на схемах карточки, предлагайте ребенку прочитывать получившиеся слова.

Произносите слова, которые можно прочитать наоборот (например: гам — маг). Ребенок должен выкладывать их схемы. На схеме меняйте местами первый и последний кружок. Ребенку нужно сказать, какое слово получилось.

Произносите двухсложные слова, состоящие из открытых слогов, в которых одновременно есть твердые глухие и звонкие согласные (например: сажа, кожа). Ребенку нужно выкладывать схемы этих слов.

Вы произносите двухсложные слова из открытых слогов, в которых можно заменить стоящий в середине гласный звук, с тем чтобы получилось другое слово. Ребенок выкладывает схемы этих слов. Вы убираете из схем символ гласного звука, который нужно заменить. Ребенок должен догадаться, какое вы хотите получить слово, и вставить нужный символ. Если это у него не получается, вставьте символ сами, а ребенок пусть прочитает слово.

Произносите слово из 3 звуков, пропуская в них гласный звук (то есть только последовательно входящие в него согласные), и выкладывайте схему этого слова, оставляя в ней место для символа, обозначающего пропущенный звук (покажите ребенку место звука на схеме). Пусть ребенок отгадает, какое слово вы произнесли, и вставит в схему подходящий символ. Если можно подобрать не одно слово, спрашивайте у ребенка: какое еще мож но придумать слово? Например: дм — дым (или дом). Если ребенок не может придумать слово, положите в схему подходящий символ, пусть ребенок прочитает слово.

Это же упражнение выполняйте со словами из 2 открытых слогов — пропускайте в них гласный звук. Например: рка — рука.

Речевой материал

Слова из трех звуков со звонкими согласными

Дом, Дон, дым. д ол. бор, бар, гол, зал, жар, вор, мул, лом, мол, гул, гам, дар, бум, ром, гон, вар, мэр.

Слова из трех звуков с глухими и звонкими согласными

Бак, баш, ком, док, сом, сын, кон, нос, рок, бак, лак. м ак, мох, сор, рак, лук. шар, шок, кум, мыс.

Слова из двух открытых слогов со звонкими согласными

Дама, мода, руда, зала, лужа, губа, дуга, дыра, жара, дары, воры, лама, рама, Мура, горы, мама, лыжа, роза, норы, нары, муза. л уна.

Слова для придумывания слов на последний согласный звук

Бутон, вагон, курган, забор, курорт, фургон, атом, камин, форт, торт, рыжик, барин, фартук, галстук, сироп, халиф, шарф, угол, фантом, укроп, багор, колос, торс, корт, граф, мох, горох, шалаш, малыш, бал, голос, гудок, карп, говор, порт, шашлык, воск, крахмал, сахар, монарх, гном, метроном, морс, барсук, жених, карман, мусор, штоф, курс, лимон, банан, монах, шрам, паром, бокал, крах, порох.

Слова для замены гласных звуков

Дым - дом, бар - бор, вар - вор, мул - мол, дол - дул, зол - зал. б ом - бум, мох - мах, рок - рак, сом - сам, мор - мур, лак - лук. Рома - рама, лужа - лыжа, лупа - лапа, маты - моты, Саша — суша, нары - норы, роба - рыба.

Слова, которые можно прочитать наоборот

Рак - кар, вор - ров, мол - лом, бар - раб, гол - лог, зал - лаз, док - код, нос - сон, гул — луг, дар — рад, ром — мор, том — мот, кот — ток.

Слова из двух открытых слогов с глухими и звонкими согласными

Мука, кума, кома, Лука, Шура, суша, Гоша, рука, Кама, козы, сума, шары, пары, Тула, кубы, лапа, латы, маты, сага, поза.