Читаем и пишем     |     Мягкие глухие согласные звуки

Глухие согласные звуки

Непарные по признаку глухости-звонкости

Теперь познакомьте ребенка с твердыми глухими согласными, у которых нет звонких пар: [X] и [Ц ]. Пусть ребенок произнесет их звонко, с голосом. Укажите ему на то, что от этого не возникает никакого другого звука языка, а слышится звонкий звук, который в русском языке не существует.

Если ребенок попытается отождествить звонкое произношение [X] со звуком [Г] (произнесет длительное [Г], как в южнорусском говоре, и примет его за нормативное [Г]), скажите ему, что звук [Г] это совсем другой звук, он произносится иначе — его нельзя тянуть.

Вы произносите слова с глухими непарными согласными, ребенок определяет, каким по счету идет непарный звук. Если ему будет трудно сосчитать сразу, пусть сначала выкладывает схемы. Произносите слова с глухими непарными согласными, в которых присутствует один или два звука [X] (или [Ц ]), ребенку нужно сказать, сколько таких звуков было в слове. Слова можно подбирать любые, так как эти звуки всегда звучат так же, как пишутся.

Пусть придумывает слова, начинающиеся с глухих непарных согласных звуков.

Называйте вперемешку звуки: парные звонкие согласные — [Б], [В], [П, [Д], [3J, [Ж]; парные глухие согласные — [Щ [Ф|, [К], [Т], [С], [Ш]; непарные звонкие согласные — [MJ, [Н], [Р], [Л]; непарные глухие согласные — [X], [Ц]. Ребенок должен охарактеризовать каждый звук. Ему нужно сказать: звонкий это согласный или глухой и парный он или непарный. Например: [П ] — согласный, глухой, парный; [Р] — согласный, звонкий, непарный; [X] — согласный, глухой, непарный. Если вы произнесли парный звук, ему нужно назвать его пару.

Это же упражнение выполняйте, добавляя гласные звуки, по поводу гласного звука ребенок должен сказать — что он гласный.

Речевой материал

Слова с глухими непарными звуками

Халат, холм, мох, цыган, пацан, горцы, муха, тахта, ларцы, кварц, цыпа, бухта, братцы, ранцы, Бах, рубаха, лохмы, сахар, хор, хурма, пахта, танцы, плац, прах, уха, слух, палац.

Слова с одним и двумя одинаковыми звуками

Хомут, хохолок, маховик, мох, хохот, рухлядь, сахар, соха, хохма, хутор, мухомор, плаха, выхухоль, пароход, кухня, хохлома, хвост, махаон, тихоход, сухарь, бахча, хруст, хохотун, хорек, поход;

Цыпленок, царица, улица, цапля, танцовщица, моцион, рыцарь, церковь, молодец, цаца, колодец, мацони, звонница, нарцисс, цевница, циновка, цирк, лицо, Цицерон, вакцина, птица, центр, Цирцея, циркуль, кольцо, пицца, цуцик, певица, цель, пациент, целительница, рация, акация, царедворец, настурция, сациви.

Мягкие звонкие согласные звуки, парные по признаку твердости-мягкости

Скажите ребенку, что те согласные звуки, с которыми вы до сих пор выполняли упражнения, — это твердые звуки, их вы обозначали кружками синего и голубого цвета. А в языке существуют еще мягкие согласные звуки.

Мягкость звука обозначается запятой справа и вверху над буквой, например: [М].

Пусть ребенок произнесет звук [M] мягкими губами, покажите ему, как это сделать. Затем мягкими губами нужно произнести звук [Б]. Затем нужно произносить мягким языком звуки [Л], IP], [Д] и другие звонкие согласные ([В], [Г], [З ], [Н] — глухие согласные пока использовать не нужно). Можно произносить звуки попарно: твердым языком (или губами) — твердый звук, мягким — мягкий. Обратите внимание на следующее: звонкий звук [Ж) не имеет в языке мягкого аналога.

Пусть ребенок называет твердые согласные звуки. Пусть называет мягкие звуки.

Сообщите ребенку, что мягкие звуки вы будете обозначать зелеными кружками (используйте темно-зеленые кружки, так как вы проходите сейчас звонкие мягкие звуки), потому что они мягкие, как зеленая трава.

Называйте вперемешку мягкие и твердые согласные звуки (только звонкие), ребенок должен показывать либо синий кружок, либо зеленый.

Перечислите мягкие согласные звуки ЦБ], [В], [Г], [Д], [З ], [Л], [M]. [H], [P]) и спросите у ребенка, как он думает, какие мягкие звуки — звонкие или глухие вы назвали. Если он не сможет ответить правильно, объясните, что — звонкие, потому что эти звуки происходят от звонких твердых звуков и произносятся с голосом.

Называйте твердые звонкие согласные звуки (кроме [Ж]), пусть ребенок превращает их в мягкие (называет их мягкие пары). Называйте мягкие звонкие согласные звуки, пусть ребенок называет их твердые пары.

Вы произносите звонкие согласные звуки: твердые и мягкие вперемежку. Ребенок должен показывать соответствующие кружки. Кроме того, ему нужно охарактеризовывать каждый звук. Например, звук [В] — это согласный, он звонкий, он твердый. Звук [М] — это согласный, он звонкий, он мягкий. Вы можете задавать наводящие вопросы.

Вы произносите согласные звуки: глухие твердые согласные ([П ], [Ф], [К], [Т], [С], [Ш], [X], [Ц]); звонкие твердые согласные ([Б], [В], [Г], [Д], [3], [Ж], [М], [Н], [Р], [Л]); звонкие мягкие согласные ([Б]. [В], [Г], [Д]. [3], [Ml, [H], [F], [Л]). Ребенок показывает соответствующий кружок (голубой, синий или темно-зеленый) и охарактеризовываетзвук. Например: [Б] — согласный, звонкий, твердый; [Ф] — согласный, глухой, твердый; [Л] — согласный звонкий мягкий. По поводу парных твердых глухих и звонких согласных звуков вы можете задавать ребенку дополнительный вопрос: парный ли этот эвук ?

Вы произносите гласные и согласные звуки. Задание такое же, как в предыдущем упражнении. По поводу гласного звука ребенку нужно сказать, что он гласный.

Теперь нужно познакомить ребенка с новым гласным звуком [И]. Предварительно пусть назовет те гласные звуки, которые он уже знает.

Скажите ребенку, что в словах после мягких согласных звуков идет звук [И]. Именно он и делает согласные мягкими. Пусть ребенок, посильнее вытянув губы, произнесет звук [И]. Обратите его внимание, как расплющивается и становится широким и мягким у него во рту язык (можно посмотреть в зеркало). Для сравнения пусть сразу же после [И] произнесет звуки (Н] и [Л]. Заметьте ребенку, что при произнесении этих мягких звуков, язык такой же, как и при произнесении звука [И].

Пусть ребенок сделает из слога с твердым согласным звуком слог с мягким согласным. Вы произносите слоги со звуком [Ы ]. Скажите ребенку, что звук [И] — это как бы мягкая пара звука [Ы ] (пусть произнесет их друг за другом: [Ы — И]). Например:

лы — ли, ды — ди.

Произносите слова из 3 звуков с гласным [И] посередине (например: лис). Последний звук в словах должен быть твердым. Пусть ребенок выкладывает их схемы, обозначая темно-зеленым кружком первый мягкий звонкий согласный звук.

Это же упражнение выполняйте с двухсложными словами из открытых слогов. Сначала — с мягким звуком в начале слова, затем — в середине (например: вино, жюри).

Это же упражнение выполняйте с односложными словами, оканчивающимися на мягкий звук (например: конь). Можно использовать слова с двумя мягкими звонкими согласными (например: линь).