Читаем и пишем     |     Правила включения звуков в речевой материал для занятий

Кинестетическое (мышечное) восприятие

С помощью кинестетического восприятия у ребенка формируются произносительные образы звуков. Правильный произносительный образ звука может сложиться у ребенка только в том случае, если он нормативно его выговаривает, поэтому, прежде чем включать те или иные звуки в материал занятий, вам придется проверить, как ребенок их выговаривает.

Звуки, произношение которых нужно проверить

Свистящие звуки [С], [3], [Ц ] — их произношение всегда нарушается одновременно и одинаковым образом (например, все свистящие произносятся с шипящим призвуком или все пропускаются в речи, не выговариваются вовсе и т. п.).

Шипящие звуки [Ш ], [Ж], [Ч], [Щ] — их произношение, так же как и у свистящих звуков, нарушается одновременно и одинаковым образом.

Губно-зубные звуки [Ф], [В ] (они называются так, потому что произносятся с помощью верхних зубов и нижней губы) — их произношение нарушается таким же образом, как и у звуков двух предыдущих групп.

Мягкие звуки [TJ, [Д] (запятой над буквой обозначается мягкость звука, например: [Т] — ТЬ) — их произношение нарушается таким же образом, как и у предыдущих звуков.

Заднеязычные звуки [К], [Г], [X] (они называются так потому, что произносятся с помощью задней части языка) — их произношение нарушается так же, как у предыдущих звуков.

Сонорные звуки (поющиеся): [Р ], [Л], [Й] — их произношение не всегда нарушается одновременно и может быть нарушено различным образом (например, ребенок звук [Л] произносит правильно, а [Р] — нет).

Проверка произношения звуков

Сначала ребенок должен повторить вслед за вами изолированный звук (то есть произнесенный отдельно). Произносите звук внятно, но не утрированно.

Затем ребенок должен повторять слова, начинающиеся с этого звука:

слова для свистящих звуков: сон, сын, сад, зонт, забота, циновка,

цапля;

слова для шипящих звуков: шуба, шапка, жадина, жакет, чай,

чуб, щука, щи;

слова для звуков [Ф] и [В]: фантик, фунт, фон, вата, вой, ванна;

слова для звуков [Т] и [Д]: тина, тюбик, тень, дюна, день, дядя;

слова для звуков [К], [Г], [X]: кот, канат, год, гудок, хата, ход;

слова для звука [Р ]: рыба, работа, рынок, ракета, рука;

слова для звука [Л]: лоб, лодка, лань, луна, лыко;

слова для звука [Й]: йод, яма (произносится — [йама ]), юбка

([йубка ]), еда ([йэда ]).

Варианты неправильного произношения звуков

Звук может пропускаться вовсе, то есть ребенок никак его не выговаривает. В этом случае у него в принципе не может возникнуть никакого произносительного образа этого звука.

Звук может произноситься так же, как и какой-нибудь другой звук, существующий в языке (который произносится правильно или дефектно). Наиболее часто встречающиеся замены:

свистящие звуки могут произноситься как шипящие или с шипящим призвуком;

шипящие — как свистящие или со свистящим призвуком;

звуки [Ф], [В] могут произноситься со свистящим призвуком и напоминать звуки [С ] и [3];

звуки |Т |, [Д] могут произноситься с шипящим призвуком и напоминать звук [Ч];

звуки [К], [Г], [X] могут заменяться на звуки [TJ и [Д];

звук [Й] — заменяться на [Л].

звук |Р ] может произноситься как [Л], [Й] или неясный гласный звук, напоминающий [Ы];

звук (Л] может произноситься как [Й|, [Л1, [BJ или неясный гласный звук, напоминающий [Ы ].

Во всех случаях замен ребенок одинаково или почти одинаково произносит совершенно разные звуки (одинаково действует органами речи), а значит, путает произносительные образы этих звуков. Из-за этого в дальнейшем он не сможет правильно соотносить их со слуховыми и графическими образами этих звуков. Он будет допускать следующие ошибки (рассмотрим их на примере смешиваемых звуков [ III ] и [С] — когда [Ш ] произносится как [С]): - когда ребенок будет повторять за кем-нибудь звук [Ш], он будет произносить его как [С], а значит, у него не сможет возникнуть правильного соотнесения своего звука [Ш] с тем звуком [Ш], который он слышит со стороны (то есть он будет неправильно соотносить произносительный и слуховой образы звука);

когда ребенок будет подбирать для звука [Ш] подходящую букву, проговаривая его вслух (то есть фактически произнося звук [С]), ОН не сможет правильно подобрать букву — будет обозначать его буквой С (то есть он будет неправильно соотносить слуховой и графический образы звука);

когда ребенок будет подбирать для звука [Ш ] букву, произнося его про себя, его органы речи будут занимать те же положения, что и при произнесении звука [CJ, и он также не сможет правильно выбрать букву (он будет обозначать звук буквой С), то есть он будет неправильно соотносить произносительный и графический образы звука.

Ребенок может произносить звук неправильно — ненормативно для русского языка, но этот звук в его произношении вполне узнаваем и не напоминает никакого другого, существующего в языке звука. Например, звук [Р ] может произноситься грассиро-ванно — на французский манер, но от этого он не перестает соотноситься именно со звуком [Р] (поскольку ни на какой другой звук русского языка не похож). Шипящие могут произноситься неправильно, но все же как шипящие и т. п. Для таких звуков у ребенка имеются произносительные образы. Хотя эти образы и не совсем правильные, но тем не менее (поскольку нет никаких смешений с другими звуками языка) их можно достаточно отчетливо соотнести со слуховыми и графическими образами этих звуков.