Читаем и пишем     |     Союзы

Личные местоимения

Скажите ребенку, что, кроме предлогов, в языке есть еще короткие слова, с помощью которых можно называть людей, не упоминая их имени. Они так и называются — местоимения (вместо имени).

Допустим, у ребенка есть имя, но как он скажет о себе, не называя себя по имени — я. Спросите у него: как он скажет про вас? (это ты); про вас с ним вместе? (мы); как он обратится к вам с папой или бабушкой вместе? (вы); как он скажет про мальчика или девочку на улице? (он, она); про них вместе? (они). Объясните ребенку значение символов, которыми обозначаются местоимения.

Местоимения имеют следующие значения:

Я — для себя самого человек всегда очень даже хорошо знакомый, он часто может увидеть себя в зеркале, поэтому — это фигурка с личиком.

Ты — тоже человек для меня знакомый (я на тебя могу показать пальцем — это ты, что и обозначает стрелочка), поэтому ты тоже фигурка с личиком.

Мы с тобой (мы) себя тоже знаем, поэтому мы — с лицами.

Вас (показываем пальцем — это вы) мы тоже знаем, поэтому вы — с лицами.

А он. о на. они — нам люди дальние и незнакомые, поэтому они без лиц.

Вы показываете ребенку карточки с обозначениями местоимений, он называет соответствующие местоимения. Вы называете местоимения, ребенок показывает соответствующие карточки.

Вы произносите предложения, ребенок повторяет их за вами, заменяя существительные (или местоимения) на местоимения.

Например: Девочка пошла гулять — она пошла гулять. Я и ты идем домой — мы идем домой.

Вы произносите предложения с личными местоимениями без предлогов, ребенок выкладывает их схемы, используя карточки с обозначениями местоимений. Например: Ты сегодня завтракал? Это же упражнение выполняйте на материале предложений с предлогами. Например: Я завтра пойду в магазин.

Скажите ребенку, что местоимения можно употреблять и для называния животных, а не только людей. У спящей в кресле кошки, например, тоже можно спросить: что это ты тут делаешь? (она, правда, не ответит, но хотя бы откроет один глаз и недовольно посмотрит на спрашивающего ). По отношению к животным не получится только употребить местоимение я, так как я — можно сказать только про самого себя, а они говорить не умеют.

Произносите предложения с названиями животных, ребенок должен заменять их местоимениями. Например: Медведь спит в берлоге — он спит в берлоге. Пусть ребенок выкладывает схемы этих предложений.

Скажите ребенку, что местоимения он, она, они можно употреблять и вместо названий неодушевленных предметов. Например, можно сказать: Ручка лежит на столе — она лежит на столе. Употреблять же по отношению к неодушевленным предметам местоимения ты и вы бессмысленно, потому что в ответ на вопрос: что это ты здесь делаешь? — они даже глаза не откроют.

Произносите предложения с названиями неодушевленных предметов. Ребенок должен заменять их местоимениями и выкладывать схемы этих предложений. Например: Яблоня растет возле забора — она растет возле забора.

Вы бегло произносите предложения с различными личными местоимениями. Ребенок говорит, какое местоимение было в предложении. Например: Я иду домой.

Речевой материал

Предложения без предлогов для замены слов на личные местоимения

Дети (они) играют. Мама (она) сварила суп. Он и она (они) возвращаются домой. Мальчик (он) проснулся рано. Собака (она) грызет косточку. Кот (он) съел кусок колбасы. Книги (они) стоят в книжном шкафу. Машина (она) быстро едет.

Предложения с личными местоимениями

Я надену красное платье. Они потеряли книжку. Вы сильно опоздали. Я читаю книгу. Он хочет чай. Она любит конфеты. Ты хочешь спать. Он смотрит телевизор. Вы идете гулять. Вы хотите бутерброд с маслом. Мы пойдем на улицу. Я забыла сумку с книгами. Мы гуляем по саду. Они вошли в дом.