Читаем и пишем     |     Мягкие согласные звуки

Мягкие глухие согласные звуки

парные по признаку твердости-мягкости

Назовите ребенку твердые глухие согласные звуки ([П ], [Ф], (К], [Т], [С], [Ш], [XI), пусть догадается, как произнести их мягко. Если он этого не сможет, скажите ему, что он должен произносить звуки мягкими губами (или языком).

Сообщите ребенку, что мягкие звонкие согласные звуки вы обозначали кружками темно-зеленого цвета, потому что это тяжелый, насыщенный, звонкий цвет, а мягкие глухие согласные звуки вы будете обозначать кружками светло-зеленого цвета, потому что глухие звуки легкие и воздушные, а светло-зеленый самый легкий и прозрачный из всех зеленых цветов.

Обратите внимание на следующее: глухие звуки [Ц ] и [Ш] не имеют мягких аналогов.

Называйте твердые глухие согласные звуки (кроме [Ц ] и [Ш]), пусть ребенок превращает их в мягкие (называет их мягкие пары).

Называйте мягкие глухие согласные звуки, пусть ребенок называет их твердые пары.

Вы произносите согласные звуки: глухие твердые согласные ([П ], |Ф1, [К], [TJ, [С], [Ш], IX], [Ц]); звонкие твердые согласные ([Б], [В], [Г], [Д], [3], [Ж], [М], [Н], [Р], [Л]); звонкие мягкие согласные ([Б], [В], [Г], [Д1, [ЗЬ [М1, [Н1 [Р1, [Л]); глухие мягкие согласные [IT], [Ф]. [К]. ГП, [С]. [X]. Ребенок должен показать соответствующий кружок (голубой, синий, темно- или светло-зеленый) и охарактеризовать звук. Например: [Б]— согласный, звонкий, твердый; [Ф] — согласный, глухой, твердый; [Л] — согласный звонкий мягкий; [Т] — согласный глухой мягкий. По поводу твердых парных глухих и звонких согласных звуков вы можете задавать ребенку дополнительный вопрос: парный ли этот звук?

Произносите односложные и двухсложные (из двух открытых слогов) слова с глухими мягкими согласными звуками и гласным [И] (в словах не должно быть звонких мягких согласных). Например: кино, тис. м аки. Ребенок должен выкладывать их схемы. Произносите вперемешку подобные же слова с мягкими глухими и звонкими согласными звуками и гласным [И], ребенку нужно выкладывать их схемы, правильно используя светло- и темно-зеленые кружки.

Вы произносите слова, оканчивающиеся мягким глухим согласным звуком (в том числе: с двумя мягкими согласными звуками, можно глухим и звонким). Например: рать. Ребенок выкладывает их схемы.

Речевой материал

Слова с глухими мягкими согласными звуками

Пир, тир, кис. Пит, кит, тип, тик, Тим, Фил, хит. п ик; киса, Кира, кипа, тина, Фима, сила, Сима, пита, фита, хина; лаки, раки, рати, мухи, руки, жуки, духи, луки, копи, топи, рыси, гуси.

Слова с глухими мягкими согласными звуками на конце

Сыпь, выпь, Русь, гусь, нить, жуть, муть, мать, лось, тать, путь, рать.

Мягкие и твердые согласные звуки, непарные по признаку твердости-мягкости

Скажите ребенку, что мягкие согласные звуки, с которыми он уже знаком, были парными. Когда он произносил мягкими губами или языком твердый звук, возникал его парный мягкий. Сообщите ребенку, что в языке есть и непарные твердые и мягкие согласные звуки, то есть такие звуки, которые можно произнести только твердо или только мягко.

Пусть попробует мягко произнести звуки [Ж] и [Щ. Обратите его внимание на то, что те мягкие звуки, которые от этого возникают, не существуют в языке. Если ребенок вместо [Ц ] попытается произнести [TJ, скажите ему, что этот мягкий звук уже занят, у него есть парный твердый звук [Т], на который он похож больше. Звук [Ш ], хотя его и можно произнести мягко (| III,]), считается твердым непарным звуком. Это исключение, которое нужно просто запомнить — звук [Щ ] считается абсолютно другим звуком языка, а не мягкой парой звука [Ш]. Существуют также непарные мягкие звуки, которые невозможно произнести твердо, то есть у них нет твердых пар: [Й], [Ч], [Щ ]. Чтобы ребенок убедился в этом, попросите его попытаться произнести твердо звуки [Й] и [Ч] (со звуком [Щ ] вы уже разобрались).

Произносите вперемешку парные ([Б— Б ], [В— В], [Г— Г], [Д - Д], [3 - 3], [К - К], [Л - Л], [М - М], [Н - Н], [П - IT], [Р — Р], [С — С], [Т — Т], [Ф — Ф1, [X — Х1) и непарные ([Ж], [Ш], [Ц] — невозможно произнести мягко; [Й], [Ч], [Щ] — нельзя произнести твердо) по признаку мягкости-твердости согласные. Пусть ребенок называет парные звуки. Если звук непарный, ему нужно сказать, что у звука нет твердой или мягкой пары. Это же упражнение выполняйте со слогами. Для мягких согласных используйте звук [И], для твердых — [Ы ] (например: ТИ — ТЫ ).

Теперь поподробней разберите с ребенком три новых мягких звука: [Й], [Ч] и [Щ ]. Пусть по очереди произнесет их и попытается понять — звонкие они или глухие. Пусть прислоняет к горлу ладонь и определяет, с голосом он их произносит или шепотом. Звук [Й] — звонкий, [Ч] и [Щ ] — глухие.

Пусть ребенок определит, кружками какого цвета он должен их обозначать. Скажите ему, что поскольку эти звуки не могут стать твердыми, после них может идти любой гласный звук, а не обязательно [И]. Пусть произнесет слоги [ЧУ], [40], [ЧЭ], [ЧА] (и эти же слоги со звуком [Щ ]), обратите его внимание на то, что звуки остаются мягкими.

Произносите различные слова (в том числе со стечениями согласных звуков), в которых присутствуют звуки [Й], [Ч] и [Щ ]. Пусть ребенок выкладывает схемы этих слов (например: чай, пища, парча).

Показывайте ему на тот или иной кружок, ребенок должен сказать, какой это звук.

Речевой материал

Слова для выкладывания схем

Май, лай, щи, щит, сарай, кайма, лайм, майка, мойка, тройка, сайра, чайка, щипцы, мощи, туча, лучик, сачок, чаща, чашка, гайка, Чили, ларчик, грач, врач, лучник, гуща, защита, куща, рощица, сыщик, борщ, зайчик.