Читаем и пишем     |     Звуковой анализ предложений

Мягкие согласные звуки

парные по признаку глухости-звонкости

Вам осталось обучить ребенка определять парный мягкий звонкий звук для имеющего пару мягкого глухого согласного ([П — В],

[Ф — В] и т. д.). Пусть ребенок сначала находит парный звонкий для аналогичного твердого звука ([П — Б]), а затем — для мягкого ([П — Б]). Для этого нужно с голосом, звонко произносить как твердый, так и мягкий глухой звук.

Потренируйте с ребенком и обратный навык — находить парные глухие звуки для мягких звонких согласных ([Б — П ], [Д — Т]). Для этого эти звуки нужно произносить шепотом.

Вы называете мягкий глухой согласный звук, ребенок называет его звонкую пару — и наоборот.

Выполняйте это же упражнение, поменявшись с ребенком ролями, иногда допускайте ошибки, чтобы ребенок исправил их. Вы произносите слова, которые можно превратить в другие, заменив глухой мягкий звук на звонкий. Ребенок выкладывает их схему. На схеме показывайте, какой звук ему нужно заменить.

ребенок должен произнести получившееся слово (например: тинь — динь).

Речевой материал

Слова для замены звуков

Тина - Дина, Тима - Дима, Сима - зима, враки - враги, пита - бита, питон - бидон, тик - Дик, маки - маги, бусина - бузина, пила - била.

Близкие по звучанию звуки

В русском языке есть звуки, близкие по звучанию, которые ребенок может путать между собой. Это значит, что на письме он будет обозначать их не теми буквами. Цель этих упражнений — научить ребенка правильно распознавать подобные звуки.

Дети могут путать между собой следующие звуки: [Ш — С], [Ж - 3J, [Ц-С], [Л - Р], [Л - Й], [Л - Й], [Р - Й], [F - Й], [Р - Л], [Т — Ч], а также звуки внутри групп шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и свистящих [С], [3], [Щ.

Вы произносите слова, в которых одновременно присутствуют оба близких по звучанию звука. Ребенок повторяет эти слова за вами (возможно, он сможет правильно повторить их не с первого раза) и выкладывает их схемы. На схемах показывайте ему символы, обозначающие близкие звуки. Ребенок должен безошибочно называть звук. Например: суша — вы показываете сначала на первый, затем — на третий кружок (или наоборот), ребенок называет звуки.

Иногда ребенок не может правильно произнести слово, в котором одновременно присутствуют 2 одинаковых звука (например: соска), он заменяет один из них на близкий по звучанию (сошка).

Вы произносите слова, в которых одновременно присутствуют 2 одинаковых звука, ребенок выполняет с ними описанные выше задания.

Речевой материал

Слова со звуками [Ш — С]

Саша, суша, сушка, штангист, ушастик, шанс, пастушок, шустрик, сошка.

Слова со звуками [Ж — 3]

Зажигалка, жизнь, зажим (в этих словах после [Ж] слышится звук [Ы ], пусть ребенок так его и определяет, так как подходящих слов с другими сочетаниями на эту пару звуков нет).

Слова со звуками [Ц — С]

Устрица, станица, страница, трусца, цитрус (в последнем слове после |Ц ] слышится [Ы], подобные слова изредка могут встречаться и в дальнейшем).

Слова с любыми свистящими и шипящими звуками

Шашлык, шашка, шалаш, шабаш, шашки, шишка. Жужа. жижа, стансы. Стае, соска, суслик, самса, заноза, зараза, зазор, зазноба, зазнайка, зразы, цаца, царица, цуцик, стужа, спаржа, сажа, ужас, жасмин, защита, казачка, чипсы, сазан, засада, синица, розница, кузница, ризница, чашка, чушка, штучка, сачок, свищ, трусишка, Сизиф.

Слова со звуками [Р — Л]

Рулон, Пара, Карл, Клара, карнавал, Фрол, флора, формула, ларчик, шарлатан, капрал, аврал, Лаура, лорды. Лора, хлорка, фурункул, бакалавр, тарантул, Прокл, квартал, рыбалка.

Слова со звуками [Р — Л]

Карлик, рупь, литр, роль, кролик, пароль, враль, орлик, парасоль, ролик, марли, рубль, лира, палитра, горлица, калибр, грабли, флирт, спираль, турмалин.

Слова со звуками [Л — Й]

Лайка, лай. с лойка, плойка, Алтай, файл, Валдай, лайм, Байкал.

Слова со звуками [Л — Й]

Литий, калий, Плиний, Публий.

Слова со звуками [Р — Й]

Рай. р ой, район, край, тройка, мойра, сайра, майор, крой, йогурт, сарай, самурай, радий, каравай, Парагвай, байдарка, Аркадий.

Слова со звуками [Р — Й]

Дарий, динарий,с ирийка, барий.

Слова со звуками [Р — Л]

Лариса, ларь, лазурь, псалтырь, глухарь, парилка, алтарь.

Слова со звуками [Л — Р ]

Клирик, пилигрим, гриль, лирика, прибыль, кадриль.

Слова с любыми сонорными звуками

Рапира, квартира, ракурс, Аврора, курорт, курсор, Барбара, гарнитур, барбарис, гарнир, балабол, Лола, балалайка, баркарола, далай-лама. Лили, Фридрих, Аристарх, фристайл, Калигула, Далила, прайс-лист, прилипала.

Слова со звуками [Т — Ч]

Птичка, чуть, чудачка, чукча, птичница, ватинчик.

Завершение звукового анализа и составления слов

Теперь ребенок знаком со всеми звуками русского языка. К этому моменту он должен уметь, во-первых, правильно обозначать звуки соответствующими символами и, во-вторых, давать им исчерпывающие характеристики.

В русском языке существует 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Э], [Ы ], [И]. Ребенок должен охарактеризовывать гласные звуки следующим образом:

[A] — гласный звук, ударный (или безударный). Остальные гласные характеризуются аналогично.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мягкими, и те и другие могут быть парными и непарными. Ребенок должен охарактеризовывать их следующим образом:

[П ] — согласный, глухой парный, твердый парный.

[ГГ ] — согласный, глухой парный, мягкий парный.

[Б ] — согласный, звонкий парный, твердый парный.

[B] — согласный, звонкий парный, мягкий парный.

[Ф]— согласный, глухой парный, твердый парный.

[Ф] — согласный, глухой парный, мягкий парный.

— согласный, звонкий парный, твердый парный. [В]— согласный, звонкий парный, мягкий парный. [Т] — согласный, глухой парный, твердый парный. [Т] — согласный, глухой парный, мягкий парный. [Д] — согласный, звонкий парный, твердый парный. [Д] — согласный, звонкий парный, мягкий парный. [KJ — согласный, глухой парный, твердый парный. [К] — согласный, глухой парный, мягкий парный. [Г] — согласный, звонкий парный, твердый парный. [Г] — согласный, звонкий парный, мягкий парный.

— согласный, глухой парный, твердый парный. [С]— согласный, глухой парный, мягкий парный. [3] — согласный, звонкий парный, твердый парный. [3] — согласный, звонкий парный, мягкий парный. [Ш ] — согласный, глухой парный, твердый непарный. [Ж ] — согласный, звонкий парный, твердый непарный. [Р ] — согласный, звонкий непарный, твердый парный. [Р *] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный. [Л]— согласный, звонкий непарный, твердый парный. [JIJ — согласный, звонкий непарный, мягкий парный. [М] — согласный, звонкий непарный, твердый парный. [М] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный. [Н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный. [HJ — согласный, звонкий непарный, мягкий парный. [X] — согласный, глухой непарный, твердый парный. [X] — согласный, глухой непарный, мягкий парный. [Й] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.

[Ц ] — согласный, глухой непарный, твердый непарный. [Ч] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный. [Щ ] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

Вы произносите гласный или согласный звук, ребенок характеризует его (как это описано выше).

Вы называете какой-нибудь звук (например, [П ]), ребенок называет его звонкую пару ([Б]), затем — его мягкую пару ([П]). Вы называете ребенку звук, по одному из признаков (или по всем признакам) не имеющий себе пары ([Ч], [Ж], [XJ, [Ц ], [Р], [Л], [М|, [Н]), и просите ребенка назвать его звонкую (глухую) или мягкую (твердую) пару. Ребенку нужно уметь определить, что предложенный вами звук непарный.

Ребенок должен выстраивать цепочки звуков следующим образом. Вы называете какой-либо звук (например, [Т]) и просите ребенка назвать его мягкую пару ([Т]). Затем ребенку нужно назвать звонкую пару последнего звука ЦТ — Д]). Затем — твердую пару последнего звука ([Д]). Затем — глухую пару последнего звука ([Т]). После этого можно пойти в обратном направлении: вы просите ребенка назвать звонкую пару последнего звука ([Д]) и т. д.

Попросите ребенка перечислить глухие (звонкие, твердые, мягкие) звуки (он, конечно, может вспомнить их не все). Попросите его называть звуки, опираясь сразу на два признака: например, назвать глухие мягкие (или звонкие мягкие) звуки.

Во время выполнения этих упражнений показывайте ребенку, какими буквами обозначаются на письме те звуки, с которыми вы работаете. Не забывайте, что называть букву вы лолжны так же, как и тот звук, который она обозначает (Б— [Б ], а не [БЭ], Р— [Р], а не [ЭP]).

Вы внятно произносите слова, состоящие из 3 звуков (например: мир, шар). Ребенку нужно определить, какой звук в этом слове стоит первым и какой — последним. Он может повторять эти слова за вами.

Ребенку нужно определить, какой звук в этих словах находится в середине.

Вы произносите слова, состоящие из 4 звуков (2 открытых слогов). Ребенок выкладывает схемы этих слов. Затем он определяет, какие звуки находятся в начале и в конце этих слов. Затем — какие звуки и в какой последовательности стоят в середине. Ребенок, не выкладывая схем этих слов должен определять в них последовательность звуков.

Эти же упражнения нужно выполнять со словами с более сложной структурой (например: килька, марш).

Вы предлагаете ребенку слова, в которых можно заменить какой-нибудь звук так, чтобы получилось другое слово (например: пар та — карта). Ударение во втором слове должно оставаться на прежнем месте.

Вы произносите первое слово такой пары (например: март), ребенок выкладывает схему этого слова. Вы показываете на схеме, какой звук в слове надо заменить, и говорите — на какой (например: последний звук — на (Ш ]). Ребенок произносит нужное слово (марш). Предупредите его, что от замены звука получится новое слово.

Вы предлагаете ребенку такие слова, которые можно произнести наоборот, от чего получится новое слово (например: сон — нос). Ребенок может произносить слово наоборот сразу, а может предварительно выкладывать схему исходного слова и прочитывать его наоборот.

Вы произносите слово, к которому можно добавить еще один звук так, чтобы получилось другое слово (например: лис — лист). Ребенок выкладывает схему этого слова. Вы добавляете в схему в нужном месте подходящий символ и сообщаете, какой это звук (кладете в конце голубой кружок и говорите, что это — [Т]). Ребенок должен прочитать получившееся слово. Предложите ребенку сосчитать число звуков в слове (их должно быть не более пяти).

Предложите ему придумывать слова, состоящие из 3-5 звуков. Ребенок должен выложить схему произнесенного вами слова и ответить, каким по счету в этом слове является тот или иной звук. Предыдущее задание выполняется еще следующим образом: ребенок (вразброс) называет первый, третий и т. д. звуки слова. Предложите ребенку придумывать слова, в которых выбранный вами звук находился бы на первом, втором и т. д. месте в слове. Ребенок должен отгадывать задуманные вами слова, в которых определено место сразу двух звуков: сначала — первого и последнего, потом — и других звуков. Например: я задумала слово, в котором звук [А] идет первым, а звук [К] — третьим (арка). Дополнительно можете сообщать ребенку, сколько в слове должно быть звуков.

Вы выкладываете схему какого-нибудь слова. Ребенок придумывает к этой схеме подходящие слова.

Вы произносите слово, ребенок выкладывает схему. В схеме вы меняете местами несколько символов (может быть — все), ребенку нужно произнести получившееся слово. Например: икра — Ирка.

Речевой материал

Слова из трех звуков

Линь (две последние буквы обозначают один звук- [Н], вор, сом, гусь, лис, лось, дочь, пир, тир, гарь, сок, рысь.

Слова из двух открытых слогов

Пила, пари, сила, кони, лиса, мода, тина. р ука. вата. кино, рыба, липа.

Слова с более сложной структурой

Титан, лимон, арка, ирга, бирка, картон, макароны, сарафан, курица, мыльница, махаон, карнавал, караул, Африка, вратарь, калитка.

Слова для замены звуков

Март - марш, сон - сын, дом - дым, лупа - лужа - Луша, шуба - Шура, мода - сода, карта - парта - Марта, каска - калька, киска - миска, миска - мишка, ручка — кучка, кошка - корка - конка - кочка, фантик - фунтик, калька - галька, ранка - рамка, стул — стол.

Слова, которые можно произнести наоборот

Лом — мол, кот — ток, кит — тик, икра — арки, Азор — роза, клоп — полк, грот - торг, арап - пара.

Слова, к которым можно добавить звук

Кот - корт, бор - борт, сор - сорт, кол - укол, рок - урок, рыба - рыбак, рама - рамка, арка - парка, рис - ирис, лапа - лампа, пион - пижон, Лара - Лаура, урок - курок, рот- крот.

Слова для отгадывания

Губа, вата, дыра, брат, бант, урок, улица, кино, сахар, лимон, работа.

Слова для перестановки звуков

Кони - кино, вино - воин, сила - лиса, икра - Каир, ирга - игра, лари - лира, Кира - раки, пила - липа, манту - туман, ласка - скала.