Читаем и пишем     |     Зрительное внимание и память

Ориентировка в окружающем пространстве

Положите перед ребенком два предмета: один — ближе к его левой руке, другой — ближе к правой. Ребенок должен показать вам, какой предмет находится слева, а какой — справа. Пусть ребенок положит какой-нибудь предмет слева (или справа) от себя.

Положите перед ребенком три предмета (например: ластик ручку и карандаш). Попросите его показать предмет, который находится слева или справа от центрального предмета (ручки).

Положите перед ребенком ряд плоских предметов стопкой (например: книги). Выдвиньте из середины стопки какую-нибудь книгу. Ребенок должен сказать, какая книга в стопке лежит выше или ниже ее.

Положите перед ребенком какой-нибудь предмет. Попросите его положить другой предмет слева (справа) от этого предмета.

Это же упражнение выполняйте иначе. Попросите ребенка положить какой-нибудь предмет выше или ниже лежащего на столе предмета.

Ребенок должен по вашей просьбе нарисовать на листе бумаги сначала точку, слева от нее квадрат, справа — круг, сверху — треугольник, снизу — крестик (или любые другие комбинации фигур по вашему выбору) (рис. 1).

Предложите ребенку рисовать различные фигуры в более сложной последовательности, например: поставить точку, слева от нее — круг, сверху от круга — треугольник, справа от точки — квадрат, снизу от круга — крестик и т. д. (рис. 2).

Задания на основе речевого материала

Предложите ребенку подробно объяснить, в чем заключается сходство двух похожих друг на друга букв (например: Р — Ь, С — Э, Г — Т, III — Щ, Ю — Ы, Б — В) и какие пространственные отличия они имеют.

Объяснять нужно примерно так. Для букв Р — Ь: у первой буквы кружочек находится вверху, а у второй буквы — внизу, но у обеих букв они расположены с одной стороны. Для букв Ю — Ы: обе буквы состоят из кружочка и палочки, у первой буквы кружок справа от палочки, а у второй — слева, у первой буквы — большой. а у второй — маленький. У первой буквы кружок отдельный, а у второй пририсован внизу к палочке. У первой буквы ее части (кружок и палочка) соединены черточкой, а у второй буквы на рисованы отдельно. Задавайте ребенку наводящие вопросы. Вы чертите на листе бумаги несколько вертикальных линий (это будет для ребенка основой для дорисовывания букв). Ребенок должен пририсовать к этим линиям недостающие элементы букв (например: Р, Ь, Г, Т, В, Ф, К, Л, Е, Б) по образцу. Показывайте ему эти буквы.

Нарисуйте на листе бумаги несколько наклонных линий, пусть ребенок пририсует к ним недостающие элементы букв (А, У, X, И, Й, М) по образцу.

Нарисуйте на листе бумаги несколько небольших кружков, ребенок должен превратить их в буквы (Ю, Ы, Ф, Р, Ь, Б, В) по образцу.

Нарисуйте на листе бумаги правильно изображенные буквы (Р, Ь, В, 3, Щ, Я, Ю, Ч, У, Е, Г, К, Ц, С, Э, Ц) и эти же буквы в зеркальном отражении. Пусть ребенок покажет правильно изображенные буквы.

Положите перед ребенком одни буквы — правильно, а другие — вверх ногами. Он должен развернуть неправильно лежащие буквы.

Пусть превратит нарисованную вами букву в другую по памяти (вы показываете ему эту другую букву и затем убираете). Например: Р — В, Ь — В, Ш — Щ, И — Й, У — X, О — Ю, Ь — Ы, Ь — Ъ, 3 — В, Г — Т, Л — Д, С — О, О — Ф.

Это же упражнение выполняйте с теми буквами, названия которых ребенок уже запомнил. Например: преврати букву Р — в В, букву У — в X и т. п.). На первых порах можно показывать ему вторую букву, а затем убирать.

Ребенок должен исправить неправильно нарисованную вами букву.