Читаем и пишем     |     Зрительное восприятие

Подготовка ребенка к освоению грамоты

Для того чтобы в дальнейшем ребенок легко осваивал грамоту, у него должны быть хорошо развиты основные психические способности, на базе которых это освоение осуществляется. О них мы уже говорили ранее (см. раздел Как осуществляется письменная речь и как ребенок ее осваивает). Это:

зрительное восприятие;

пространственное восприятие;

зрительное внимание и память;

слуховое восприятие;

слуховое внимание и память;

кинестетическое (мышечное) восприятие;

способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков между собой.

Начинать работать над развитием у ребенка этих способностей желательно заблаговременно — с 4 лет (по возможности — с 3). Если у ребенка хороший интеллект и его речевое развитие соответствует возрасту, с ним можно выполнять все приводимые в пособии задания.

Нужно иметь в виду, что речевое развитие 4-летнего ребенка соответствует возрасту тогда, когда он способен пользоваться развернутой фразовой речью. Причем у него должна быть сложная (из нескольких слов), полноценная, грамотно оформленная фраза (с правильными окончаниями слов, суффиксами и приставками) с использованием предлогов, прилагательных, наречий, местоимений, то есть — всех языковых средств. Для 3-4-летнего ребенка считается нормой, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных звуков ([Р ], [Л], шипящих — [IHJ, [Ж], [Ч], [Щ] и свистящих - [С], [3], [Ц]).

Приводимые в пособии подготовительные упражнения подразделяются на более простые — основанные на использовании неречевого материала, и более сложные — базирующиеся на речевом материале (буквах и звуках речи).

Если речь вашего ребенка развита недостаточно, а также у него есть некоторое отставание в развитии — отдельные задания могут оказаться для него невыполнимыми. В этом случае нужно делать акцент на тех упражнениях, которые он способен выполнить, в частности — неречевых упражнениях. Причем заниматься с такими детьми нужно особенно тщательно, так как они больше нуждаются в стимулировании своего развития. Занимаясь с ребенком, время от времени возвращайтесь к тем заданиям, с которыми он не справлялся раньше.

Если вы начинаете заниматься с ребенком более старшего возраста (5 лет и больше), не нужно специально задерживаться с мим на выполнении тех заданий, которые даются ему легко, нужно сразу переходить к более сложным, которые потребуют от него усилий, но тем не менее будут для него выполнимыми.

Практически все приводимые в пособии упражнения, помимо формирования у ребенка необходимых для освоения письменной речи психических способностей, направлены еще и на развитие логического мышления.

Правила занятий с ребенком

Если при выполнении задания ребенок должен оперировать с определенным количеством зрительных или слуховых объектов (предметов, геометрических фигур, букв, звуков), например, запоминать их — нужно начинать с 4 объектов (если в задании не указано иного количества). В дальнейшем постепенно увеличивайте их число.

Чем с большим количеством объектов способен оперировать ребенок — тем лучше это развивает его. Однако не доводите этого количества до какой-то предельной величины (которая у каждого ребенка своя — в зависимости от способностей), после которой выполнять задание ему становится очень трудно. Это будет вызывать у него утомление и нежелание заниматься. Не задерживайте ребенка искусственно на выполнении тех заданий, которые даются ему легко, переходите к более сложным. Можете вообще не предлагать ему заведомо легко выполнимых заданий.

Предлагаемые упражнения формируют у ребенка разносторонние психические способности. Эти способности нужно формировать в определенной последовательности:

сначала нужно развить у ребенка зрительное, слуховое и пространственное восприятие, с помощью которых формируются слуховые и графические образы звуков, над этими способностями нужно работать одновременно: сперва — на неречевом, затем — на речевом материале;

затем нужно (также одновременно) формировать у ребенка зрительное и слуховое внимание и память (в такой же последовательности: сначала — на неречевом, потом — на речевом материале);

в дальнейшем нужно развить у ребенка кинестетическое восприятие, с помощью которого он сможет четко различать произносительные образы звуков;

в завершение нужно сформировать способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков.

Все упражнения расположены по степени нарастания сложности. Когда ребенок будет справляться с заданиями, построенными на неречевом материале, переходите к речевому материалу (заданиям, основанным на оперировании с буквами и звуками речи).

Если ребенку легкодоступен неречевой материал, сразу начинайте заниматься с ним на основе речевого материала.

В пособии приводится большое количество различных упражнений. Если у вас недостаточно времени — можете ограничиться меньшей выборкой (только включайте в нее разнообразные задания).

Как только ребенок с легкостью начинает выполнять речевые подготовительные упражнения, переходите к формированию у него способности к языковому анализу и синтезу и обучению грамоте.

Если вы занимаетесь со школьником, испытывающим какие-то проблемы в освоении грамоты, обязательно начните с выполнения подготовительных упражнений (неречевых и речевых), он должен хорошо освоить те из них, которые будут вызывать у него трудности.

Когда вы перейдете к выполнению упражнений на основе звуков речи, старайтесь использовать только те звуки, которые ребенок выговаривает правильно. Дефектно выговариваемые звуки в речевой материал для занятий можно включать не все и не во всех случаях. Эти случаи всегда оговариваются в тексте. По поводу дефектно произносимых звуков обратитесь к логопеду, так как их произношение нужно обязательно ребенку исправить.