Читаем и пишем     |     Подготовка руки ребенка к письму

Подготовка ребенка к письму

Раньше в первом классе школы был такой предмет, как чистописание. Помимо того, что он способствовал формированию у ребенка хорошего почерка, он решал и другие важные задачи — он в целом готовил ребенка к письму.

Какой будет у ребенка почерк — красивый или не очень, больше всего зависит от его врожденных особенностей и способностей, но вот разборчивым почерк должен быть обязательно. Неразборчивый почерк способствует формированию у ребенка дисграфий, он в значительной мере препятствует ребенку анализировать грамматический состав написанного им слова, так как не все фрагменты этого слова одинаково отчетливо просматриваются. Поэтому неразборчивый почерк мешает ребенку осваивать грамоту и вообще учиться (причем почерк может быть до такой степени неразборчивым, что ребенок и сам не может прочитать, что написал).

Кроме того, что ребенок должен писать разборчиво, он должен писать достаточно бегло, иначе он не будет успевать записывать за учителем устный материал и списывать с доски, а также будет тратить неоправданно много времени на выполнение домашних заданий.

Упражнения, приводимые в этой главе, направлены на подготовку руки ребенка к письму, на развитие у него способности ориентироваться на листе бумаги, они также предназначены для ознакомления ребенка с элементами начертаний письменных букв.

Ориентирование на листе бумаги

Первая трудность, с которой ребенок сталкивается при обучении письму, — это неспособность разместить необходимый материал на листе бумаги. Здесь у него могут возникать различные проблемы, например, ребенку бывает трудно увидеть лист целиком и в правильном порядке просмотреть представленный на нем материал, он не может соблюдать строку, писать в нужном направлении, он может писать слишком тесно (так что слова и буквы наезжают друг на друга) или наоборот — чересчур размашисто.

Для выполнения всех последующих упражнений используйте отдельные листы бумаги в клеточку (а не тетрадь) и не слишком остро заточенный простой карандаш. Используйте листы бумаги несколько меньших размеров, чем тетрадные (обрезайте их), так ребенку легче будет работать с ними.

Положите перед ребенком листок бумаги. Пусть покажет, где у него верх, низ, правую и левую стороны, все его углы (правый верхний, левый верхний, правый и левый нижний). Пусть ребенок обведет листок по контуру карандашом (нарисует большой прямоугольник).

Затем пусть выделит на листе центр — нарисует в нем пропорциональный первому прямоугольник.

Нарисуйте на листе бумаги различные геометрические фигуры, разместив их равномерно по всей поверхности листа. Например: в одном углу — квадрат, в другом — круг, в центре — треугольник и т. п. Ребенку нужно правильно срисовать эти фигуры на свой листок.

Сядьте рядом с ребенком и чертите на своем листе: вертикальные, горизонтальные, диагональные линии (рисунок не должен быть мелким). Ребенок на своем листке вслед за вами должен повторять ваш рисунок в том же масштабе.

Рисуйте на листе бумаги вертикальные линии (достаточно длинные): частые, редкие, средние по частоте. Пусть ребенок копирует ваш рисунок.

То же самое делайте с горизонтальными и диагональными линиями.

Нарисуйте ряд вертикальных линий. Пусть ребенок зачеркивает их через одну, затем — через две и через три линии. Это же упражнение выполняйте с горизонтальными и диагональными линиями.

Ребенок должен постепенно, двигаясь сверху вниз и слева направо (имитируя процесс письма), равномерно заполнять лист бумаги простыми не слишком крупными рисунками (например: геометрическими фигурами). Четких изображений от него требовать не нужно, главное, чтобы он размещал рисунки примерно на равном расстоянии друг от друга (не теснил их на листе, но и не раскидывал их по всему полю).

Если предыдущее упражнение у него не будет получаться, пусть сначала равномерно распределит на листе бумаги готовые геометрические фигурки, а затем нарисует их (двигаясь слева направо и сверху вниз).

Ребенок должен вести карандашом по строке, соблюдая клеточный ряд (не выходя за его пределы). Ему нужно провести линию от самого начала строки до самого конца (слева направо). Это же упражнение выполняйте с вертикальным рядом клеток. Линию нужно вести сверху вниз.

Подобные предыдущим линии нужно провести в каждом следующем ряду клеток, через ряд, через два ряда. Давайте ребенку устные инструкции по поводу того, что нужно изобразить на листе бумаги, ребенок должен рисовать в соответствии с ними. Например: нарисуй в центре большой круг, в верхнем левом углу — маленький круг, ровно посередине между ними — круг среднего размера; теперь в правом верхнем углу нарисуй квадрат средних размеров, в правом нижнем — большой квадрат, а между ними — маленький.

Это же упражнение выполняйте иначе. Не обозначайте конкретно то место на листе бумаги, где нужно нарисовать ту или иную фигуру. Например: нарисуй квадрат, неподалеку от него нарисуй круг, рядом с кругом — треугольник, неподалеку от квадра та — овал. Скажите ребенку, чтобы он не лепил рисунки друг к другу, а располагал их равномерно.

Нарисуйте на листе бумаги в несколько рядов большие геометрические фигуры (как бы строчками). Предложите ребенку по порядку (слева направо) называть их. Когда он дойдет до конца строки, ему нужно перевести взгляд на начало следующей и продолжить перечисление.

Ребенок на листе бумаги слева направо должен отмечать точками каждый квадратик, когда он дойдет до конца строки, пусть начинает следующую.