Читаем и пишем     |     Формирование двигательных навыков

Подготовка руки ребенка к письму

Для того чтобы научиться писать, у ребенка должна быть сформирована тонкая моторика (способность к выполнению тонких и точных движений) кисти ведущей руки, а также определенные двигательные навыки.

Если ваш ребенок левша, все последующие упражнения желательно выполнять левой рукой. В том случае, если вы все-таки хотите переучить его на правую руку, уделите выполнению этих упражнений очень большое внимание.

Если ребенок уже переучен на правую руку (ест, рисует правой рукой), скорее всего, он самостоятельно начнет выполнять ею и предлагающиеся упражнения. Но, если вы заметите, что он пытается выполнять их левой рукой, лучше этому не препятствовать и в дальнейшем обучать его писать левой рукой.

Развитие подвижности кисти ведущей руки

Во время выполнения этих упражнений давайте ребенку время отдохнуть, так как рука может уставать.

Покажите ребенку, как нужно держать карандаш. Пусть кладет его на стол и после этого самостоятельно (правильно разместив пальцы) снова берет в руку.

Пусть ребенок возьмет карандаш и рисует в воздухе вертикальные, а затем горизонтальные линии.

Пусть рисует карандашом в воздухе большие геометрические фигуры.

Точно так же нужно рисовать в воздухе простые буквы: О, С, Г, Е, Т, И, Л, X, Н, П, Р, Ш, Ь.

Пусть ребенок по очереди прикасается большим пальцем к другим пальцам руки, начиная с указательного и в обратном порядке.

Пусть прикасается большим пальцем сначала к указательному и безымянному, а затем к среднему и мизинцу, затем — наоборот.

Ребенок должен просовывать большой палец руки между указательным и средним пальцами, затем — средним и безымянным, безымянным и мизинцем (к сожалению, именно эта неприличная фига, иначе — шиш очень хорошо тренирует руку). Затем нужно делать это в обратном порядке.

Предложите ребенку (в как можно более быстром темпе) сжимать и разжимать пальцы (известное упражнение: Мы писали, мы писали, наши пальчики устали).

Пусть ребенок возьмет в руку карандаш (за середину) и как можно быстрее перехватывает его пальцами, вытаскивая средний палец из-под карандаша и помещая его сверху, а затем опять перемещая его обратно.

Ребенок должен вращать карандаш, быстро перехватывая его пальцами, после того как он перевернет его, его пальцы должны занять правильное положение.

Дайте ребенку незаточенный карандаш — пусть рисует им на столе различные линии, геометрические фигуры и буквы.

Дайте ребенку несколько карандашей (или других продолговатых предметов) разной толщины (тоньше и толще карандаша), пусть выполняет с ними описанные выше упражнения. Пусть ребенок возьмет карандаш за самый кончик (за незаточенный конец) и как указкой показывает им в книге на различные мелкие фрагменты рисунков, крупные буквы и т. п. (по вашему заданию).

Это же упражнение нужно выполнять с другими предметами, отличающимися от карандаша толщиной и весом (более тяжелыми).

Пусть ребенок возьмет карандаш в руку и, крепко сжав его, рисует в воздухе фигуры и линии, затем пусть расслабит кисть так, чтобы карандаш в ней еле держался, и выполняет то же задание. Точно так же пусть рисует буквы.

Пусть рисует линии, фигуры и буквы, попеременно сжимая карандаш и еле удерживая его (одну линию или букву напряженной кистью, другую — расслабленной).

Ребенок, держа карандаш расслабленной кистью (за середину или ближе к незаточенному концу), должен слегка подбрасывать его в руке с помощью находящегося под карандашом среднего пальца.

Дайте ребенку незаточенный карандаш (или другой продолговатый предмет с тупым концом). Ребенку нужно правильно взять его и поставить на стол строго вертикально. После этого он на мгновение должен разжать пальцы и затем снова схватить карандаш (правильно размещая пальцы) так, чтобы карандаш не успел упасть.

Пусть ребенок поставит карандаш (правильно держа его) на стол вертикально и затем, стараясь не отрывать от стола кончика карандаша, вращает его, перебирая пальцами. Пусть вращает его рывками, на мгновение отпуская пальцы и затем снова хватая карандаш, не позволяя ему упасть. Предложите ребенку взять со стола лежащий карандаш, захватив его так, чтобы он сразу оказался правильно зажатым в руке. Для этого нужно повернуть руку и захватить карандаш тыльной стороной большого пальца и указательным, так чтобы тело карандаша легло между указательным и средним пальцами (большой палец при этом не виден, так как находится внизу под ладонью).

Пусть ребенок зажмет карандаш (грифелем к себе) между указательным и средним пальцами и немного пораскачивает его. Затем с помощью большого пальца пусть развернет его грифелем вниз, так чтобы пальцы приняли правильное положение.