Читаем и пишем     |     Соотнесение произносительных, слуховых и графических представлений о звуках речи

Правила включения звуков в речевой материал для занятий

Ребенок правильно выговаривает тот или иной звук. Это значит, что его можно включать во все предлагаемые в пособии задания.

Ребенок выговаривает звук неправильно, но в его произношении он не похож ни на какой другой звук языка. На основании такого произношения нельзя построить вполне правильного произносительного образа этого звука, поэтому в упражнения, приводимые в этой главе, этот звук включать нельзя. Но в дальнейший материал занятий его можно включать без ограничений. Ребенок смешивает какие-либо звуки (произносит их одинаково или похожим образом, например: [Ш ] — как [C], [P] — как [Л], [Л] — как [Л], мягко). В приводимые в этой главе упражнения эти звуки включать нельзя. В дальнейшем с этими звуками нужно выполнять только те задания, в которых не предусмотрено собственное произношение ребенком этих звуков. Задания, в ходе выполнения которых ребенку нужно произносить один или оба смешиваемых звука, исключаются:

ребенок не должен повторять за вами смешиваемые звуки; он не должен называть специальные значки или буквы, обозначающие эти звуки (то есть опять же произносить их); он может выполнять упражнения на различение смешиваемых звуков между собой на слух (например: вы произносите эти звуки, а он поднимает руку, когда слышит определенный звук); он может подбирать символы и буквы для обозначения смешиваемых звуков на слух (когда вы произносите эти звуки); он может выкладывать из разрезной азбуки слова и предложения, включающие эти звуки, только на слух (когда вы диктуете). Последнее правило распространяется и на те звуки, которые ребенок вообще никак не произносит, пропускает в речи.

Если у вас есть возможность обратиться к логопеду, произношение смешиваемых звуков ребенку обязательно нужно исправить, так как

на основе такого произношения у него будут формироваться разнообразные нарушения чтения и письма.

Задания на формирование произносительных представлений о звуках речи

Все упражнения выполняются только на основе правильно произносимых ребенком звуков. Когда будете называть согласные звуки, следите за тем, чтобы в их произношение не вкрадывался призвук гласного звука (произносите [В ], а не [БЭ]). Ребенок должен произносить звуки таким же образом.

Вспомните с ребенком, как произносятся гласные звуки. Звуки произносятся голосом. Попросите ребенка произнести сначала шепотом (без голоса), а затем звонко, звучно каждый гласный звук: [А], [О], [У], [И], [Ы ], [Э]. Объясните ему, что звук голоса образуется в горле. Пусть прижмет ладонь к горлу, при звонком произнесении гласных там будет ощущаться вибрация голосовых складок (звук будет гудеть).

Вспомните, как произносится каждый гласный звук (показывайте карточки с символами звуков, см. раздел Языковой анализ и синтез). Ребенок, глядя в зеркало, должен повторять за вами звуки. [А] — рот широко открыт, [О] — губы вытянуты в кружок, [У] — губы вытянуты в трубочку, [И] — губы вытянуты в тоненькую улыбку, [Ы ] — губы вытянуты в широкую улыбку, [Э] — губы почти в таком же положении, как и при произнесении звука [А], но только немного растянуты в стороны. Все эти звуки произносятся с голосом, прислоненной к горлу рукой можно почувствовать дрожание голосовых складок.

Пусть ребенок расскажет, чем похожи и чем отличаются в своем произношении два каких-нибудь гласных звука, например: [А — О], [А — Э], [О — У], [И — А] и др. (похожи тем, что произносятся с голосом, отличаются положением губ). Вы изображаете ртом артикуляцию гласных звуков, а ребенок отгадывает, какой гласный звук вы хотите произнести. Выполняйте это упражнение, поменявшись с ребенком ролями. Произносите гласный звук шепотом (без голоса), ребенок должен повторить его звонко.

Напомните ребенку, что он знает еще и согласные звуки: [М], [Б], [Д], [В], [П ], [Н], [T]. Объясните, что они называются так потому, что в словах встречаются только вместе с гласными (согласные). Слов, состоящих из одних согласных, не бывает, а из гласных звуков можно составить несколько слов, например: ау, уа. Согласные всегда произносятся с помощью либо губ, либо языка.

Разберите с ребенком произношение звуков [М], [Б] и [П ]. Они все произносятся с помощью губ. Губы прикасаются друг к другу.

Пусть ребенок догадается, чем отличается произношение звуков [М] (он — долгий, потяните его подольше) и [Б] (он — краткий, коротко произнесите его).

Пусть отгадает, чем отличаются звуки [Б] и [П ] (они произносятся одинаково с помощью губ и кратко). [Б] — произносится с голосом (очень звонко произнесите его), [П ] — без голоса, шепотом (произносите его еле слышно). Пусть ребенок прижимает ладонь к горлу, чтобы почувствовать разницу между глухим и звонким звуками (чтобы ощутить, как там гудит звонкий звук).

Звуки [Н), [Д] и [Т] произносятся с помощью кончика языка. Обратите внимание на следующее: раньше, показывая ребенку произношение этих звуков, вы немного просовывали язык между зубами, чтобы ребенок мог видеть его работу. Теперь звуки нужно произносить естественным образом, то есть язык должен упираться в верхние зубы. Пусть ребенок пощупает пальцем, где находится язык.

Пусть попробует сформулировать, чем отличаются звуки [Н] и [Д] ([Н] — может тянуться, [Д] — произносится коротко). Пусть отгадает, чем отличаются звуки [Д] и [TJ (по аналогии с [Б] и [П ]).

Разберите с ребенком, как произносится звук [В ]. Верхняя губа прикасается к нижним зубам.

Пусть ребенок произнесет этот звук шепотом. Пусть отгадает, какой звук у него получился ([Ф]).

Скажите ребенку, что есть еще и другие согласные звуки, разберите их произношение.

Звуки: [С|, [3], [Ц ]. Они называются свистящими, потому что при их произношении слышится свист. При произнесении всех этих звуков губы вытянуты в улыбку:

[С] и [3] произносятся с помощью кончика языка, который находится возле передних зубов, [3] — произносится с голосом, а [С] — без голоса — шепотом;

[Ц ] складывается из двух звуков [Т] и [С], пусть ребенок очень быстро и слитно несколько раз произнесет эти звуки [TCTCTCJ. Звуки: [Ш ], [Ж], [Ч], [Щ]. Они называются шипящими, потому что имеют шипящий призвук. При произнесении всех этих звуков губы выдвигаются вперед рупором:

|Ш ] и [Ж] произносятся с помощью кончика языка, который прислоняется к альвеолам (шероховатые бугорки за верхними зубами, пусть ребенок ощупает их пальцем), [Ж] — произносится с голосом, [Ш] — без голоса;

[Щ ] произносится с помощью кончика языка, который продвигается немного вперед и оказывается возле зубов;

[Ч] состоит из двух звуков [ТГ] и [Щ ] (пусть ребенок быстро и слитно несколько раз произнесет их [ТЩТЩТПН).

Звуки: [К], [Г], [X]. Они произносятся в горле — задней частью язы ка, рот немного приоткрыт. Пусть ребенок пошире откроет рот и произнесет их, глядя в зеркало — он увидит, где находится язык. [V] произносится с голосом; [К ] — без голоса;

[X] — также без голоса, но может тянуться.

Звук: [Л]. Он произносится с голосом, кончиком языка, язык прижимается к передним зубам, звук может тянуться. Звук: |Р[. Он произносится кончиком языка, который прислоняется к бугоркам за верхними зубами и дрожит. Звук произносится с голосом, он может тянуться.

Звук: [Й]. Он произносится спинкой языка (сродней частью), которая прикасается к альвеолам, кончик языка прижат за нижними зубами. Звук произносится с голосом, может тянуться.

Называйте какой-нибудь гласный или согласный звук. Ребенок должен повторить его и рассказать, как он произносится, сказать — гласный это или согласный.

Если гласный, нужно сказать, какое положение при его произнесении занимают губы. Если согласный, нужно сказать:

с голосом или без голоса произносится звук; короткий он или его можно тянуть;

губами, языком или с помощью нижней губы и зубов произносится звук;

какой частью языка он произносится (передней, средней или задней);

к чему прикасается язык;

если это звук [Р ], ребенок должен сказать, что кончик языка дрожит;

если это составной звук ([Ц ] или [Ч]), то из каких звуков он состоит. Пусть ребенок вспомнит и назовет звуки, которые произносятся с помощью языка (пусть уточняет, к чему прикасается язык). Задавайте ему наводящие вопросы, подсказывайте звуки. Нужно назвать:

звуки, произносящиеся кончиком языка ([Т], [Д[, [HI, [C], [3], [Ц ], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Р], [Л)); задней частью языка ([К], [Г], [Х[); звук, произносящийся средней частью языка ([Й]) звук, при произнесении которого язык дрожит ([Р[). Ребенок должен перечислить: свистящие звуки ([С], [3], [Ц]); шипящие звуки ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]). Он должен вспомнить и назвать:

звуки, произносящиеся губами ([М], [В], [П |); произносящиеся с помощью нижней губы и зубов ([В], [Ф]). Пусть назовет звуки, которые произносятся с голосом (без голоса). Пусть назовет любые гласные и согласные звуки.

Ребенок должен рассказать, чем похожи по произношению и чем отличаются друг от друга два каких-нибудь звука. Например [С] и [Ш ]: оба звука согласные, произносятся без голоса, их можно тянуть, они произносятся кончиком языка — этим они похожи; звук (С] — свистящий, а [Ш] — шипящий — этим они отличаются. Задавайте наводящие вопросы.

Показывайте ребенку произношение того или иного согласного звука (только артикуляцию, без называния звука). Пусть попробует отгадать, какой звук вы собираетесь произнести. Имейте в виду, что иногда примерно одно и то же расположение речевых органов подходит для произношения нескольких звуков:

кончик языка упирается в верхние зубы, рот приоткрыт: [HJ, [Д],[ Т],[Л];

кончик языка возле передних зубов (может слегка прикасаться к верхним или нижним резцам), губы вытянуты в улыбку: [СМЗИЦ];

кончик языка на бугорках за верхними зубами (его положение не видно), губы выставлены вперед рупором: [Ш ], [Ж], [Ч], [ПИ;

язык (его задняя часть) прикасается к горлу: [К], [Г], [X] (когда будете показывать артикуляцию этих звуков, пошире открывайте рот);

Во всех перечисленных случаях просите ребенка называть все звуки, которые произносятся подобным образом. Задавайте наводящие вопросы: А какой звук получится, если произнести с голосом (без голоса ). А какой получится, если произнести длительно? и т. п.

кончик языка на бугорках, рот приоткрыт (можете немного пошевелить языком, изображая вибрацию): [Р |; кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута горбиком и прикасается к альвеолам, губы в широкой улыбке: [Й].