Читаем и пишем     |     Анализ и составление предложений

Придумывание предложений

Ребенок должен из слова сделать предложение. Вы произносите какое-нибудь слово, а ребенок с этим словом придумывает предложение.

Ребенок придумывает предложения из двух, а потом из трех слов (можно по картинке или по показу действий).

Слова

Отличие слов от бессвязного набора звуков

Вы произносите то слова, то произвольные сочетания звуков (например: кракамук ). Ребенок говорит, когда вы произнесли слово, а когда — набор звуков.

Предложите ребенку называть слова и придумывать не имеющие смысла наборы звуков.

Пусть ребенок отгадает, какое слово вы произнесли неправильно, нарушив в нем порядок звуков (например: коболок — колобок). Первый слог или звук в слове всегда произносите правильно.

Речевой материал

Слова

Мама, машина, лампа, рука, хлеб, сахар, улица, морковка, корзина, дорога, сад, мальчик, дом, арбуз, трамвай, собака, ливень, книга, матрас, ракета, листья.

Наборы звуков

Касамул, патасат. трамуна, аркунт, мтарат, кармтас, трытам. пастырам, митатрат, айтикс, лиркузак, сабритат, раклис, апстара, карникр, пристакс, мармитна, урты-копс.

Слова с нарушенным порядком звуков

Моколо - молоко, собаак - собака, кокша — кошка, онко - окно, талерка - тарелка, пчитька — птичка, латсы - ласты, сафаран - сарафан, тулефки - туфельки, бугама - бумага, кничежка — книжечка, коколол - колокол, полоток - потолок.

Определение границ слова

Объясните ребенку, что когда на письме идет перечисление слов (то есть когда записывается просто набор слов), между ними ставится запятая, нарисуйте ее, покажите в книжке с крупным шрифтом. Объясните также, что когда слова являются предложением, между ними запятая не ставится.

Вы произносите одно слово за другим, практически без пауз, но не спеша. Когда вы в том же порядке снова будете произносить те же слова, ребенок должен в конце каждого слова посредством хлопка в ладоши ставить запятую.

Вы произносите предложения из 2-3 слов без предлогов (например: Собака лает. Кошка ловит мышку), а ребенок на каждое ваше слово горизонтально выкладывает по одной счетной палочке (спичке). Затем пусть сосчитает, сколько слов было в предложении. Постепенно количество слов нужно увеличить до 4-5. Вы произносите предложения, состоящие из 2-3 слов без предлогов. Ребенок говорит, сколько слов было в предложении. Вы произносите то одно слово, то два-три слова подряд (без особенной паузы между ними, как в обычной речи). Ребенок говорит, сколько слов вы произнесли.

Вы произносите то наборы слов, то предложения. Когда вы произносите просто слова, ребенок должен между ними ставить запятую (хлопая в ладоши), когда вы произносите предложение, он должен ставить в конце предложения точку (ударяя по столу пальцем). И наборы слов и предложения повторяйте два или три раза. В первый раз ребенок просто прослушивает, во второй — хлопает в ладоши или ударяет по столу. Вы произносите предложения. Ребенок про себя считает слова и говорит, сколько слов было в предложении. Предложения произносите дважды или трижды.

Если ребенок после третьего повтора не справляется с заданием, помогите ему, выполните задание вместе.

Речевой материал

Слова

Бегемот, санаторий, пристань, лепешка, садовник, решетка, письмо, задача, линейка, самовар, блюдце, диван, микрофон, кровать, умывальник, колосок, вермишель. р омашка, табурет, лифт, гармошка.

Наборы слов

Бежит, дом, улица; катер, забор, летит, домой, картошка, пришел, завтра, прибежал; внезапно, марширует, утром, морковка; скамейка, вешалка, будет, идут; комар, солдаты, остановка, смотрит; трусцой, вокзал, перелетают, хлеб; наоборот, открыл, лимоны, забота.

Предложения

Корабль плывет. Птица летит. Цветок цветет. Собака лает. Ветер дует. Девочка идет домой. Солнце светит ярко. Мама варит кашу. Идет сильный дождь. Растет большое дерево. Быстро едет машина. Дети весело смеются. Мальчик пишет письмо. Небо затянуто грозовыми тучами. Большие махровые хризантемы отцвели. Дети позавтракали манной кашей. Жирный ленивый кот свернулся калачиком. Большой отряд солдат идет строем. Ночью дул сильный пронзительный ветер.

Слоги

Объясните ребенку, что такое слоги. Скажите, что слова делятся на слоги. Слоги — это части слова. Когда слово произносится вслух, оно произносится по частям. Иногда это бывает очень сильно заметно, а иногда, когда человек говорит быстро — почти не заметно. Слова могут состоять из одной части (слога), из двух, трех и больше слогов (например: дом, сад, лес, ре-ка, ма-ма, сова, корова, собака, до-рога ).

Произносите по слогам короткие предложения, под которые и по ритму и по смыслу удобно маршировать (например: Марш, марш, левой. Марш, марш правой и т. п.). Ребенок должен на каждый слог маршировать под эти предложения. Вначале это можно делать вместе.

Вы произносите по слогам простые, состоящие их двух открытых слогов (согласный звук + гласный), слова (например: мама, лапа и т. п.), ребенок хлопает в ладоши на каждый слог слова. Вначале делайте это упражнение вместе.

Это же упражнение выполняйте со словами, состоящими из трех открытых слогов (например: лопата, корова). Вы произносите то односложное слово, то двухсложное слово (из открытых слогов) по слогам. Ребенок говорит, из одного или из двух слогов состоит слово (можно позволить ему повторять слова за вами — по слогам).

Очень внятно и раздельно произносите по слогам двухсложные слова из двух открытых слогов, ребенок должен определить, какой слог в слове идет первым, а какой — вторым. Это же упражнение нужно выполнять с трехсложными словами (из открытых слогов): ребенок определяет, какой слог идет первым, а какой — последним.

Попросите ребенка вспомнить и назвать слова, состоящие из одного, двух и трех слогов.

Речевой материал

Предложения

Ша-гом марш. Мы идем гу-лять. Мы ша-га-ем мар-шем. Мы и-дем вперед. Мы ша-га-ем стро-ем. Мы и-дем домой. Мы ша-га-ем дружно. Мы мар-ши-ру-ем вместе. Мы ша-га-ем дружным ша-гом.

Двухсложные слова

Ра-ма, му-ка. ро-за, зима, кино, лицо, леса, ру-ка. тина, но-га, ре-ка, до-ма, гу-ба, ры-ба, бока, по-ле, ли-са, роса, сады, пи-ща, ле-то, душа, ку-ма, ру-да, вода, лыжи, ножи.


Трехсложные слова

Мо-ло-ко. по-ло-са, ку-ри-ца, со-ба-ка, бо-ло-то, ro-ло-са, волосы, во-ро-та, ворона, го-ро-да, бо-ро-да. со-ро-ка, му-зы-ка, го-ло-ва, си-не-ва, до-ро-га, ко-ро-на. ми-мо-за, за-но-за. са-по-ги. ли-мо-ны, ма-ши-на.

Звуки речи

Вы произносите то один согласный звук, то два согласных звука (например: [ШР], [ФМ], [СТ ], [РМ], [ВЖ], [ЗД], [ЖГ], [ЛС], [СБ], [НЗ], [ХД], [ЦР], [ЧМ], [ЩГ]). Ребенок должен сказать, когда вы произнесли один звук, а когда — два. Подбирайте такие звукосочетания, в которых первый согласный можно тянуть.

Пусть ребенок произносит то один звук, то сочетание двух любых звуков.