Читаем и пишем     |     Слуховое внимание и память

Различение речевых звуков

Для выполнения этих упражнений вам нужно изготовить карточки, на которых будет схематически изображено положение губ при произнесении гласных звуков.

Две горизонтальные линии — звук [Ы ]. При его произнесении губы вытягиваются в стороны почти параллельно друг другу и между ними образуется довольно широкий зазор.

Одна горизонтальная линия — звук [И]. При его произнесении губы вытягиваются в тонкую улыбку и почти смыкаются.

Большой кружок — звук [А]. При его произнесении рот максимально открыт.

Маленький кружок — звук [О]. При его произнесении губы слегка вытянуты вдеред и округлены.

Точка — звук [У]- При его произнесении губы вытягиваются в узкую трубочку.

Эллипс — звук [Э]. При его произнесении рот широко открыт и углы рта слегка вытянуты в стороны.

Все значки должны быть красного цвета.

Обратите внимание на следующее: звуки [Я], [Е], [Ю ], [Ё] — в точном смысле слова звуками не являются, так как состоят из двух звуков ([Я] — [ЙА], [Е] — [ЙЭ], [Ю1 — [ЙУ], [Ё] — [ЙО]). С этим материалом мы будем знакомиться позже.

Кроме указанных обозначений, сделайте два кружка красного и голубого цвета: красный кружок будет символизировать гласный звук, голубой — согласный.

Весь этот материал понадобится вам и в дальнейшем.

Покажите ребенку, как произносятся гласные звуки (артикулируйте утрированно): [А], [О), |У], [И], [Ы ], [Э], пусть повторит их за вами. Обратите его внимание на то, какую форму при произнесении каждого звука принимают губы. Повторяя за вами, пусть смотрит в зеркало на свой рот. Объясните ему, что гласные звуки называются так потому, что произносятся голосом (глас — это голос). Объясните ребенку, что на карточках нарисованы обозначения гласных звуков, объясните почему (на них изображена форма рта, которую он принимает при произнесении того или иного звука).

Вы показываете ребенку карточки с обозначениями гласных звуков, он угадывает, какой звук нужно произнести, и произносит его.

Произносите гласные звуки так, чтобы ребенок видел ваш рот. Он должен показывать карточки с символическими изображениями этих звуков.

Это же упражнение выполняйте только на слух. При произнесении звуков прикрывайте рот листом бумаги.

Объясните ребенку, что, кроме гласных звуков, есть еще и согласные. Очень четко произнесите их: [М], [Б], [Д], [В], [П ], [И], [Т] (других звуков использовать пока не нужно). Когда будете называть звуки, очень внятно артикулируйте, чтобы ребенок видел, как они произносятся. Следите, чтобы в ваше произношение не вкрадывался призвук гласного звука. Объясните ребенку, что гласные звуки всегда произносятся с открытым ртом, одним голосом, без участия губ и языка (губы только немного меняют свое положение, но не соприкасаются), а согласные произносятся губами или языком (губы смыкаются, язык прислоняется к зубам). Когда будете произносить звуки [Д], [HJ, [TJ, немного высовывайте язык между зубами, чтобы ребенок видел его работу.

Произносите вперемешку гласные и согласные звуки, ребенок должен говорить, гласный или согласный звук вы произнесли.

Скажите ребенку, что гласные звуки вы будете обозначать кружком красного цвета (так же, как и значки, которые вы использовали для них в предыдущих упражнениях), а согласные — кружком голубого цвета.

После этого вперемешку называйте согласные и гласные звуки — ребенок должен показывать либо голубой, либо красный кружок. Сначала четко артикулируйте, чтобы он мог и на глаз отличить согласный звук от гласного, затем он должен делать это только на слух.

Вы показываете ребенку голубой или красный кружок, он произносит любой согласный или гласный звук.