Читаем и пишем     |     Задания с разноцветными буквами

Сдвоенные согласные звуки

Скажите ребенку, что в русском языке встречаются слова, в которых подряд идут два одинаковых согласных звука (например: гамма). Это значит, что на письме нужно писать две одинаковые буквы подряд. Сдвоенные звуки звучат как один, но только более длительно, поэтому слова с ними нужно внимательно слушать, чтобы различить, один там звук или — два.

Вы произносите слова со сдвоенными согласными звуками (сначала вы утрируете произношение, затем — только слегка тянете звук), ребенок определяет, каких звуков в слове два. Вы произносите слова с одним и двумя одинаковыми согласными звуками (например: гамак — гамма), ребенок должен сказать, в каком слове был один звук, а в каком — два. Ребенок выкладывает схемы слов со сдвоенными согласными и заменяет символы буквами.

Речевой материал

Слова со сдвоенными согласными звуками

Ванна, панно, касса, суббота, бонна, донна, Элла, сумма, тонна, пицца, Ницца, нарцисс, грамм, Инна, Долли, Молли, тролль, патиссон, Римма, Алла, балл, баллон, галлон, Эллада, Паллада. б аллада, мулла, босс, кросс, муссон, вилла, Канны, булла, раввин, шасси, пассат, русский, грамматика, кассир, лассо, звонница, масса.

Слова с одним и двумя одинаковыми звуками

Бал - балл, вилы - вилла, Дон - донна, сума - сумма, долина - Долли, моль -М олли, Рим - Римма, галоша - галлон, мул - мулла, канат - Канны, булат - булла, роль - тролль, ласта - лассо.

Йотированные гласные звуки

Предложите ребенку ряд простых слов, которые пишутся с использованием букв Ё, Е, Я, Ю (например: лён, лес, ляп, люк и т. п.). Обратите его внимание на то, что в этих словах в начале есть мягкий согласный звук. Ребенок должен сообразить, какой гласный звук следует за согласным. Объясните ему, что за согласным идут как бы сразу два гласных звука подряд: [И], который делает согласный мягким и другой гласный зву к-. [О], [Э], [А], [У].

То есть слово лён звучит на самом деле, как лион (а слово лес — как лиэс ), но только звука [И] почти не слышно, он весь уходит на то, чтобы сделать предыдущий согласный звук мягким.

Вы произносите слова, начинающиеся с мягкого согласного звука, ребенок называет первый звук и гласный, который за ним слышится. Следующий за мягким согласным гласный звук произносите длительно (льо-о-он ), чтобы его легче можно было распознать.

Разберите с ребенком звуковой состав слов, в которых йотированные гласные звуки находятся в середине и конце слова (например: плюс — это плиус, плен — это плиэн. тля — это тлиа ). Пусть ребенок сначала произносит каждое слово с заметным призвуком звука [И], а затем произносит звук [И] очень быстро, так, чтобы тот исчезал.

Вы произносите слова с мягкими согласными (после которых идут йотированные гласные) в середине слова, а также с йотированными гласными на конце слова (например: клён, тля). Ребенок называет мягкий звук и гласный, который после него слышится.

Затем объясните ребенку, что эти слившиеся друг с другом гласные звуки обозначаются специальными буквами: сочетание [ИА] — обозначается буквой Я, [ИО! — Ё, [ИУ] — Ю, [ИЭ] — Е. Нарисуйте для ребенка памятку. Эти буквы на самом деле так и произносятся: если быстро произнести сочетание [ИА] (особенно, если повторять его многократно [ИА — ИА — ИА]) — получится название буквы Я, [ИУ] — Ю и т. п. Когда названия букв произносятся быстро, гласный [И] превращается в согласный [Й]. Скажите ребенку, что буква, которая обозначает [Й], так и называется И краткое. Она и пишется почти как буква И, только со значком сверху.

Так как эти буквы обозначают мягкость согласных звуков — они зеленого цвета.

Итак: буква Я пишется, когда после мягкого звука слышится [А] (ля — [ЛА]), Ё — когда после мягкого звука слышится [О] (лё — [ЛО]), Ю — когда слышится [У] (лю — [ЛУ]), Е — когда слышится [Э] (ле - [ЛЭ]).

Предложите ребенку составлять схемы слов с йотированными гласными и заменять в них звуковые символы на буквы. Гласные звуки пусть обозначает карточками с символами. Например: лес — звук [Л] ребенок должен обозначить темно-зеленым кружком, после него положить эллипс [Э] (объясните ему, что звук [И] обозначать не надо, так как он весь ушел в мягкость звука [Л]), в конце — голубой кружок, затем надо заменить эллипс на букву Е. Не забывайте, что после этого ребенку нужно прочитать то, что у него получилось.

Скажите ребенку, что в русском языке есть слова, которые начинаются со звукосочетаний [ЙО], [ЙУ]. [ЙЭ], [ЙА] (ёлка, юбка. е да. яма). Пусть попробует догадаться, какими буквами обозначаются эти звукосочетания (Ё, Ю, Е, Я — начало слова так и звучит — как название буквы). Скажите ребенку, что в таких словах звук [И] окончательно превращается в [ И]. Когда будете произносить слова, начинающиеся со звукосочетания [ЙЭ] (пишущиеся с буквой Е), произносите его почетче, так как это сочетание звуков редко бывает под ударением, а в безударном положении звучит почти как [ЙИ] (еда: вместо йэда — йида ).

Произносите слова, начинающиеся с йотированных гласных, пусть ребенок выкладывает их звуковые схемы, а затем заменяет символы на буквы. Первые два звука нужно заменять одной буквой.

Речевой материал

Слова, начинающиеся с мягкого звука

Пёс, вес, тёс, мех, мяч, Люба, Нюра, Лена, репа, ряса, мята, Лёва, Сева, Люда, люди, Тема, деги, бяка. в язы, рюша, сёмга.

Слова с мягким звуком в середине слова

Шлем, плюс, флюс, клей, дрель, зверь, плен, клён, пляс, крюк, трюк, крем, дрёма, пряжа, слёзы, клюка, слюда.

Слова с йотированным гласным на конце слова

Тля, заря, воля, доля, гуля, Боря, Таня, Маня, соня, Коля, Дуся, буря, всё, все.

Слова, начинающиеся с йотированных гласных

Як, юрта, юла, яр, ель, ёжик, Яна, ялик, ёрш. Юра, ясли, Ева, Яша, Ермак, енот, яшма, едок