Читаем и пишем    

Слитное написание элементов письменных букв

Сядьте рядом с ребенком и начните рисовать ряд, состоящий из слитных крючочков. Пусть ребенок продолжит ваш ряд. Это же упражнение выполняйте с остальными элементами букв: палочками и овалами — простыми и разомкнутыми (которые должны соединяться между собой черточками); зигзагами — с острыми и закругленными кончиками; палочками с петлями.

При выполнении этих и последующих упражнений обращайте внимание не на качество письма ребенка, а на слитность изображаемых им фрагментов.

Нарисуйте ряд, состоящий из комбинаций каких-нибудь трех элементов букв (например: овал, палочка, крючочек; крючочек, зигзаг, хвостике петлей; палочка, волнистая линия, разомкнутый овал и т. п.). Предложите ребенку перерисовать (как бы списать) ваш ряд двумя строчками ниже.

Это же упражнение выполняйте, увеличивая количество элементов букв.

Ребенок должен писать своеобразный диктант: вы называете ему, какой элемент буквы нужно изобразить, он рисует его, вы называете следующий, ребенок пририсовывает его к предыдущему слитно.

Это же упражнение выполняйте иначе. Вы вперемешку называете ребенку буквы, которые он уже знает (О, Г, И, Ш), он пишет их слитно.

Это же упражнение выполняйте еще следующим образом. Вы диктуете ребенку те элементы букв, которые ему нужно изобразить (используйте только простой овал, зигзаг с закругленными кончиками и крючок), ребенок должен сказать, какая буква или какое сочетание букв (не используйте больше двух букв) у него получилось. Например: нарисуй простой овал и закорючку с круглыми кончиками ; какие буквы у тебя получились? Нарисуй крючочек, теперь еще крючочек; какая буква у тебя получилась? Между буквами или сочетаниями букв нужно оставлять пробел — пропускать клеточку.

Комбинирование между собой элементов письменных букв

При выполнении этих упражнений вы будете комбинировать между собой уже известные ребенку элементы букв так, чтобы получалась какая-нибудь новая буква. Всегда называйте ребенку эту букву, но требовать от него, чтобы он запомнил ее начертание специально, не нужно.

Напомните ребенку, что, когда вы к одному крючочку слитно приписывали другой, получалась буква И. Спросите у него, какая буква получится из трех слитных крючочков (Ш). Скажите ему, что если точно так же слитно по-разному пририсовывать друг к другу те фигурки, которые вы рисовали раньше, будут получаться различные буквы.

Сядьте рядом с ребенком и нарисуйте палочку, к ней пририсуйте зигзаг с закругленными концами. Скажите ребенку, что получилась буква П. После этого нарисуйте ряд палочек (через три клетки), пусть ребенок превратит их в буквы П. Нарисуйте длинную палочку (выходящую за нижний предел клетки), скажите ребенку, чтобы он пририсовал к ней букву Г (зигзаг), точно так же, как он пририсовывал ее к короткой палочке. Скажите ему, что получилась буква Р. После этого пусть закончит ряд, как в предыдущем упражнении. Пусть ребенок нарисует овал, разомкнутый справа. Вверху, там, где начинается разомкнутая окружность, поставьте жирную точку, скажите ребенку, что получилась буква С. В дальнейшем пусть рисует окружность, сразу начиная ее с жирной точки. Покажите, как это делать.

Нарисуйте овал и пририсуйте к нему крючочек. Скажите ребенку, что получилась буква А. Пусть закончит ряд. Пусть ребенок нарисует разомкнутую слева окружность. Пририсуйте к ней волнистую линию, чтобы получилась буква Э. Пусть ребенок закончит ряд.

Нарисуйте букву X (она состоит из двух разомкнутых справа и слева овалов). Ребенок должен закончить ряд. Пусть ребенок нарисует овал. Пририсуйте к нему хвостик с петлей. Скажите ребенку, что получилась буква Д. Пусть ребенок нарисует крючочек, пририсуйте к нему хвостик с петлей, скажите, что получилась буква У.

Пусть ребенок нарисует палочку, пририсуйте к ней сначала волнистую линию, затем крючочек, чтобы получилась буква Н. Ребенок должен закончить ряд.

Нарисуйте буквы: И, Ш, П, Р, С, А, Э, X, Д, У, Н. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов они состоят. Например: И — из двух крючочков; П — из палочки и зигзага (или буквы Г). Нарисуйте две буквы Г. Пусть ребенок превратит их в буквы П и Р. Если он не сможет сделать этого по памяти, пусть дорисует буквы по образцу, строчкой ниже напишите эти буквы.

Нарисуйте два хвостика с петлей. Пусть ребенок сделает из них буквы Д и У. Для начала можете написать для него эти буквы. Нарисуйте два овала, разомкнутых слева. Из них нужно сделать буквы Э и X.

Нарисуйте два овала, разомкнутых справа. Их нужно превратить в буквы С и X.

Нарисуйте два овала. Их нужно превратить в буквы А и Д. Нарисуйте две волнистые линии. Ребенок должен сделать из них буквы Н и Э.

Нарисуйте две палочки, пусть ребенок допишет буквы П и Н. Нарисуйте пять крючочков. Попросите ребенка превратить их в разные буквы (И, Ш, А, У, Н).

Если ребенок запомнил названия пройденных букв, выполняйте следующее упражнение. Диктуйте ребенку, какие элементы буквы друг за другом нужно слитно написать. После того как ребенок напишет букву, пусть назовет эту букву. Например: нарисуй палочку: пририсуй к ней волнистую линию; теперь пририсуй крючок; какая букна получилась? (Н).

Пусть ребенок сделает из буквы П — Р (продлит вниз палочку).

Если ребенок не запомнил названия букв, при выполнении этого и следующих упражнений показывайте ему ту букву, которая должна получиться.

Пусть сделает из буквы О — А (дорисует крючок).

Из буквы С — X (дорисует разомкнутый овал).

Из буквы И нужно сделать букву Ш (дорисовать крючочек).

Из буквы Г нужно сделать сначала букву П, потом — Р (пририсовать палочку, а затем продолжить ее вниз).

Из буквы С нужно сначала сделать букву О (закрыть разрыв), затем — А (пририсовать крючок).