Читаем и пишем     |     Глухие согласные звуки

Слова с пропущенными звуками

С-н - сон, сын, сан; с-м - сом, сам; с-р - сыр, сор; г-л - гол, гул; л-к - лук, лак; н-с — нос; к-т - кот; р-к - рак, рок; л-на — луна, м-ма - мама; р-ма - рама, Рома; л-жа - лужа, лыжа; г-ба - губа; л-па - лапа, лупа; р-ба - рыба, роба, раба; р-за - роза; р-на - рана; д-ра - дыра.

Глухие и звонкие твердые согласные звуки, парные по признаку глухости-звонкости

Объясните ребенку, что бывают парные согласные звуки, которые отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса. В остальном они произносятся абсолютно одинаково. Это звуки [Б — П ], [В — Ф], [Г — К], [Д — Т], [3 — С], [Ж — Ш]. Пусть ребенок произносит первый (звонкий) звук каждой пары, а затем — этот же звук шепотом (а значит, убирая голос), в результате у него будет получаться глухой звук.

Называйте глухой или звонкий парный согласный звук, ребенок должен показать голубой или синий кружок. Произносите глухой или звонкий парный согласный звук, пусть ребенок называет его пару. Если он будет затрудняться, предлагайте ему сначала повторить звук за вами, а потом — включить (или выключить) голос.

Предыдущее упражнение выполняйте с открытыми слогами. Пусть ребенок повторяет за вами слог, заменяя глухой (или звонкий) звук на парный (например: ПА — БА, ВЫ — ФЫ). Это же упражнение выполняйте с закрытыми слогами (например: АВ - АФ).

Ребенок должен выполнять два предыдущих упражнения, выкладывая схемы слогов (заменяя в них голубой кружок — на синий или — наоборот).

Произносите слова из 3 звуков или 2 открытых слогов, в которых одновременно есть глухие и звонкие парные согласные, пусть ребенок выкладывает схемы этих слов.

Пусть называет входящие в эти слова звуки по порядку и вразброс (показывайте ребенку на соответствующие символы в схеме). Вы произносите короткие слова, которые можно превратить в другие, заменив тот или иной звук на парный (например: гон — кон). Ребенок выкладывает схемы этих слов. На схеме вы заменяете голубой кружок — на синий (или — наоборот), ребенок прочитывает получившееся слово.

Речевой материал

Слова с парными глухими и звонкими согласными звуками

Паб (последний звук произносится звонко), Гук, док, дот, тазы, табу, сажа, дата,

вата, ваза, бука, шуба, туба.

Слова для замены парных согласных звуков

Кол - гол, бар - пар, бот - пот, том - дом, док - ток, жар - шар. Дон - тон. в ол - фол. бас - пас, вон - фон, козы - косы, сажа - Саша, Луша - лужа, розы - росы, Лука - луга, Тата - дата, папа - баба, тубы - дубы, туга - дуга.

Звонкие согласные звуки, непарные по признаку глухости-звонкости

Объясните ребенку, что в русском языке есть звонкие согласные звуки, у которых нет глухих пар. Эти звуки даже более звонкие, чем те, которые вы уже прошли, в них еще больше голоса: [М], [Н], [Р ], [Л] (они называются сонорными — то есть поющимися). Они также обозначаются синими кружками.

Пусть ребенок произнесет эти звуки шепотом (без голоса), укажите ему на то, что от этого не появляется никакого другого звука русского языка (как при произнесении шепотом [Б] или [Д]), а получается только шепотное произношение того же самого звука.

Ребенок должен отгадывать, парный или непарный звонкий согласный звук вы произнесли. Ему нужно повторить этот звук за вами шепотом и определить, возникает ли в результате какой-нибудь другой (парный этому) звук. Если вы произнесли парный звук, ему нужно назвать его пару.

Вы произносите односложные и двухсложные слова, состоящие из открытых слогов, в которых есть сонорные звуки (например: сон. г оры). Ребенок выкладывает схемы этих слов. Затем ему нужно их прочитать. Указывайте ему на тот или другой кружок, пусть ребенок называет звук, который он обозначает. Вы произносите слова, имеющие более сложную структуру (с закрытыми слогами и стечениями согласных). Ребенок выкладывает их схемы. Следите, чтобы он правильно использовал красный, розовый, синий и голубой кружки. Например: урок, арфа.

Ребенок должен выкладывать схемы трехсложных слов, состоящих из открытых слогов. Он может сначала выкладывать слоговую схему этих слов, а может и сразу размещать кружки под полоской, обозначающей слова (посмотрите, как ему будет проще). Например: канава.

В схемах показывайте ребенку на тот или иной кружок. Ему нужно назвать соответствующий звук и охарактеризовать его. Про гласный он должен сказать, ударный он или нет, про согласный — глухой он или звонкий, если звонкий — то парный он или непарный (или — есть ли у него глухая пара). Вы произносите слова, в которых можно заменить какой-нибудь гласный звук так, чтобы получилось другое слово. Ребенок выкладывает схемы этих слов. Гласный звук, который будет заменен, нужно обозначать карточкой с символом. Уберите этот символ из схемы и предложите ребенку угадать, как можно переделать это слово, чтобы получилось другое (какой гласный звук нужно вставить в схему?). Если он не может догадаться, положите в схему нужный символ, он должен прочитать получившееся слово. Например: багор — бугор.

Речевой материал

Односложные и двухсложные слова с сонорными звуками

Мор, вор, сыр. с ын, бор, кон, росы, мама, лыжа, лупа, Кама, кома, лама, рама, сума, кума, дума, норы.

Слова с закрытыми слогами

Кулон, батон, багор, бугор, бутон, салат, шалаш, малыш, арык, курок, паром, забор, Марат, балык, салоп, баран, фазан, мазут, парус.

Слова со стечениями согласных

Арка, орды, карп, урна, борт, горн, болт, корм, карта, бурка, домра, ласка, гонка, торба, мурка, галка, мышка, Марта, ранка, банда, парта.

Слова для замены гласных звуков

Багор - бугор; бутон - батон; барон - баран; Марат - Мурат; баран - буран; Мурка - марка; мышка - Машка - мушка - мошка; Кушка - кашка - кошка; Пашка - пушка - пышка; манто - манту - манты ; парка — порка.