Читаем и пишем     |     Кинестетическое (мышечное) восприятие

Слуховое внимание и память

Слуховое внимание и память действуют всегда сообща. С помощью внимания ребенок целенаправленно фиксирует различные звуки речи. В речи звуки всегда представлены в виде звукового ряда, который никогда не может быть дан весь целиком (как это бывает со зрительным), а только последовательно — звук за звуком, поэтому оперирование со звуками речи возможно только по памяти.

Задания на основе неречевого материала

Воспроизведите за спиной у ребенка несколько звуков (начинайте с 3), например: топните ногой об пол, хлопните в ладоши, погремите погремушкой, постучите карандашом по столу. Ребенок должен сказать, какие звуки он услышал, и определить их последовательность.

Воспроизведите несколько знакомых ребенку звуков (начинайте с 3) разной громкости (только 2 видов — тихие и громкие, без оттенков), например: хлопайте в ладоши. Повторите звуки 2-3 раза. Ребенок должен повторить ваш звуковой ряд. Или рассказать, какой звук за каким следовал (тихий — громкий...). Это же упражнение выполняйте со звуками разной высоты (высокими и низкими).

Это же упражнение выполняйте со звуками разной длительности (короткими и длинными). Можно, например, дуть в дудочку.

Выстукивайте по столу какой-нибудь несложный ритм (сначала из 3 звуков): та — та-та, или: та-та — та (с паузами разной длительности между звуками). Ребенок должен повторить за вами звуковой ряд.

Воспроизводите за спиной у ребенка какую-нибудь последовательность звуков (начинайте с 3). Можно использовать звучащие игрушки. Повторите 2-3 раза. После этого повторите этот же звуковой ряд, но опустите в нем какой-нибудь звук. Попросите ребенка отгадать, какой звук исчез.

Вместо того чтобы пропустить в ряду какой-нибудь звук, добавьте лишний. Ребенок отгадывает, какой это звук. Воспроизведите звуковой ряд из 3 звуков. Попросите ребенка сказать, какой звук был первым.

Ребенок должен назвать последний и средний звуки в звуковом ряду.

Воспроизведите звуковой ряд из 3 звуков. Затем поменяйте местами первый и последний (первый и средний, последний и средний) звуки. Ребенок должен сказать, какие звуки вы поменяли местами.

При выполнении упражнений увеличивайте количество неречевых звуков, с которыми ребенок оперирует до тех пор, пока он будет справляться с заданиями (здесь возможности детей очень индивидуальны). Максимальное количество звуков равно возрасту ребенка + 3.

Задания на основе речевого материала

Произнесите 3 гласных звука подряд (например: [А], [О], [Ы ] или [У], [Э], [О]). Пусть ребенок повторит этот ряд за вами. Произнесите 2 гласных звука подряд (в дальнейшем — 3). Ребенок должен определить последовательность этих звуков, выкладывая на столе карточки с символами гласных звуков. Если это не будет получаться сразу, произносите сначала один звук (ребенок в это время выкладывает карточку с его обозначением), затем второй (ребенок выкладывает другую). Затем произносите звуки подряд.

Произнесите 3 гласных звука, а затем только первый и последний звуки ряда. Ребенок должен определить, какой звук вы не произнесли. Звуковой ряд нужно произнести два-три раза подряд. Вы произносите 3 гласных звука (как в предыдущем случае), ребенок называет первый и последний звуки ряда. Ребенок должен назвать средний звук ряда.

Вы произносите 2 гласных звука. Ребенок выкладывает их последовательность с помощью карточек (схему). Произнесите звуки в обратном порядке. Пусть ребенок покажет на своей схеме, как вы произнесли (что вы сделали со звуками), то есть поменяет карточки местами.

Это же упражнение выполняйте с 3 гласными звуками. Меняйте местами 2 звука (первый и последний, первый и средний, последний и средний), ребенок должен показывать на схеме, что произошло со звуками.

Произнесите подряд 2 согласных звука, например: [МН], [ВМ], |HM], [МД], [MB], и другие сочетания звуков: [М], [Б], [Д], [В], [П ], JH], [Т] (других звуков использовать не нужно). Ребенок должен сказать, какой звук идет в звукосочетании первым, а какой — вторым.

Вы произносите с этими же согласными звуками открытые (| МА |. [НА], [ВО], [ТУ] и т. п.) и закрытые ([AM], [УН], [ОВ], [ИТ ] и т. п.) слоги. Ребенок говорит, какой звук в слоге идет первым, а какой — вторым.