Читаем и пишем     |     Формирование первоначальных навыков языкового анализа и синтеза

Соотнесение произносительных, слуховых и графических представлений о звуках речи

Цель приводимых в этой главе упражнений — научить ребенка правильно соотносить между собой:

звук, который он произносит с этим же звуком, но только воспринимаемым на слух (то есть произнесенным кем-то другим);

звук, который он произносит с буквой, которая его обозначает; слышимый звук с буквой, которая его обозначает. Для выполнения упражнений используйте только те буквы, которые ребенок уже знает.

Упражнения на соотнесение представлений о звуках речи

Произносите гласные и согласные звуки. Ребенок должен повторять их за вами.

Пусть ребенок произнесет какой-нибудь звук, повторите его сначала правильно, затем неправильно (по возможности используя близкие по звучанию звуки: [К], [Г], [X]; или [Ф], [В; или [Р , [Л]; или [С], [3], [Ц]; или [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]). Ребенок определяет, когда вы повторили правильно, а когда — нет. Пусть ребенок произнесет какой-нибудь звук. Повторите его неправильно. Ребенок должен сказать, какой звук вы произнесли, и исправить вас, например: ты сказала — [Ш ], а надо было — [С].

Положите перед ребенком буквы, названия которых он уже знает. Называйте их (то есть произносите соответствующие звуки). Ребенок показывает вам буквы.

Это же задание выполняйте следующим образом. Попросите ребенка сначала повторить за вами звук, а затем показать соответствующую букву.

Положите перед ребенком буквы. Спрашивайте у него: какую букву ты хочешь мне дать? Ребенок называет какую-нибудь букву (то есть произносит соответствующий звук) и после этого подает ее вам.

Пусть ребенок просит вас дать ему какую-нибудь букву (из лежащих на столе). Выполняйте его просьбу то правильно, то неправильно. Ребенок должен исправлять вашу ошибку (то есть показывать нужную букву), а также называть ту букву, которую вы ошибочно ему подали.

Пусть ребенок показывает вам букву и спрашивает: какая это буква? Называйте ее неправильно. Ребенок должен исправить вас и показать ту букву, которую вы по ошибке назвали.

Языковой анализ и синтез

Способность к языковому анализу и синтезу заключается в умении разлагать целостный фрагмент речи на составляющие его части (предложения, слова, слоги, звуки), и наоборот — составлять из разрозненных единиц речи связные речевые конструкции.

Цель приведенных в этой главе заданий — научить ребенка оперировать с различными единицами речи: предложениями, словами, слогами и звуками. Ребенку нужно научиться:

Разлагать целостный фрагмент речи на предложения, то есть проводить границу между предложениями.

Выделять слова из предложения, то есть проводить границу между словами.

Составлять из слов предложения, используя различные грамматические категории слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, местоимения, союзы.

Выделять слог из слова.

Составлять из слогов слово.

Выделять звук из слова или слога.

Соединять звуки в слог.

Освоение этого материала очень важно для подготовки ребенка к школе. В программе первого класса знакомство со звуками речи предусмотрено только в послебукварном периоде, то есть уже после того, как ребенок должен научиться читать и писать.

Такой подход затрудняет процесс освоения грамоты, так как ребенок плохо представляет себе звуковой состав слов, с которыми сталкивается на уроке. При письме ему трудно определить порядок звуков в слове, и поэтому он допускает разнообразные ошибки. Когда он читает, он не воспринимает все слово целиком, иногда он не воспринимает целиком даже слога и поэтому движется вслепую, не понимая смысла прочитанного.

Знакомство с частями речи в первом классе осуществляется очень бегло, так что ребенку достаточно сложно усвоить этот материал.

Для дальнейших занятий вам понадобится иллюстративный материал, который будет изображать различные единицы речи: предложения, слова, слоги и звуки.


Для изображения предложения вам понадобится 1 белая картонная полоса (длина полосы — 40 см, ширина — 4 см).

Для изображения слов вам понадобится 5 белых картонных полос (длина полосы — 15 см, ширина — 4 см), а также по 2 полосы ярко-зеленого, темно-серого, светло-серого (полосы серого цвета должны сильно различаться по оттенку, чтобы ребенок их не путал), желтого и коричневого цветов (такого же размера) для обозначения глаголов, существительных (одушевленных и неодушевленных), прилагательных и наречий.

Для изображения слогов вам понадобится:

6 белых прямоугольников (размером 5x4 см) для изображения

безударных слогов;

3 прямоугольника того же размера с вертикальной красной черточкой сверху для изображения ударных слогов.

Для обозначения звуков вам понадобятся кружки диаметром 2 см:

3 красных кружочка для обозначения гласных ударных звуков;

6-7 розовых кружочков для обозначения безударных гласных

звуков;

8-9 голубых кружочков для обозначения твердых глухих согласных звуков;

столько же синих кружочков для обозначения твердых звонких

согласных звуков;

4-5 светло-зеленых кружочков для обозначения мягких глухих

согласных звуков;

столько же темно-зеленых кружочков для обозначения мягких

звонких согласных звуков.

Чтобы ребенку было легче запоминать значение разноцветных полосок и кружков, нужно объяснить ему символику их цвета. Как это делать, описывается по мере появления символов в материале занятий. Чтобы вам самим на первых порах не путаться в обозначениях, надпишите на обратной стороне символов их значение.