Читаем и пишем     |     Анализ и составление сложных предложений

Союзы

Скажите ребенку, что в языке встречается еще одна разновидность коротких слов, которые похожи на предлоги. Они похожи тем, что, так же как и предлоги, заранее сообщают нам о том, что это будет за предложение. Поэтому они — как бы наши союзники. Эти слова так и называются — союзы.

Союз и сразу говорит о том, что в предложении будет участвовать не кто-то один, а кто-то еще или что в предложении будет упомянуто что-то — и что-то еще (не один, а два предмета). Например: Мальчик и девочка идут домой. На полу лежат кукла и мячик. Союз потому что сразу говорит о том, что в предложении будет объяснено, почему что-то случилось. Например: Я упал, потому что споткнулся. Чашка разбилась, потому что свалилась. Объясните ребенку значение союзов, познакомьте с символами, их обозначающими.

Союзы имеют следующие значения:

Союз и обозначает, когда кто-то находится вместе с другим или они совместно что-то делают (например: Ты и я идем домой. Мальчик и девочка рисуют). Союз и может обозначать и два предмета, которые тоже оказываются вместе (например: Дай мне ластик и карандаш). Поэтому союз и мы обозначаем мостиком, который соединяет вместе два слова (два прямоугольника).

Союз а обозначает разницу: например, если кто-то делает что-то одно, то другой делает что-то другое, если нужен один предмет, то не нужен другой (например: Мальчик рисует, а девочка пишет. Ты хочешь есть, а я хочу спать. Дай мне не ластик, а карандаш). Поэтому союз а мы обозначили жирным крестиком, расположенным между двумя словами (прямоугольниками), он как бы отменяет одно из них.

Союз или обозначает безразличие, когда — все равно (например: Мне все равно спать или есть. Дай мне ластик или карандаш), поэтому мы обозначили его стрелкой с двумя наконечниками, направленными сразу на оба слова (прямоугольника). Эта стрелка как бы говорит: мне все равно — или это, или то.

Союз потому что объясняет, почему что-то произошло (например: Мне больно, потому что я ударился. У меня болит горло, потому что я простудился). Поэтому мы обозначили его стрелочкой между двумя прямоугольниками. Нижний прямоугольник — это причина (я простудился), а верхний — это то, что получилось в результате действия этой причины (у меня болит горло). Сначала появляется причина, а потом результат, поэтому стрелочка направлена от причины к результату: снизу вверх.

В предложениях с союзом а часто употребляется отрицательная частица не. Она будет обозначаться следующим символом: X (его также нужно изготовить). Жирный крестик обозначает, что смысл слова перечеркнут и переменился на противоположный (обратный). Например: хочу есть — не хочу есть; пойду гулять — не пойду гулять.

Вы называете тот или иной союз, а ребенок показывает карточку с его обозначением.

Показывайте карточки с обозначением союзов, ребенок должен называть их.

Произносите предложения с союзами, пусть ребенок объясняет, что обозначает союз. Например: дай мне чашку или блюдце — союз или обозначает, что тебе все равно, что дать; дай мне чашку и блюдце — союз и обозначает, что тебе нужно и то, и другое; дай мне не чашку, а блюдце — союз а обозначает, что тебе нужно именно блюдце, а не чашка.

Вы произносите предложения с союзами, ребенок выкладывает схемы. Например: Мальчик рисует, а девочка пишет. Мальчик плачет, потому что ушибся. На столе лежат бумага и ручка. Не используйте пока предложений с частицей не. Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает его, используя определенный союз (вы показываете соответствующую карточку). Например: Я иду (а) — а ты сидишь. Дай мне карандаш (и) — и ручку. Дай мне карандаш (или) — или ручку. Я опоздала (потому что) — потому что проспала.

Вы бегло произносите различные предложения с союзами. Ребенок говорит, какой союз был в предложении.

Произнесите несколько предложений с союзом а и частицей не. Например: Дай мне не блюдце, а чашку. Не беги, а иди тихо. Спросите у ребенка, какой здесь был союз. Объясните, что иногда (когда нужно сказать: не это. а это) вместе с союзом а в предложении присутствует еще и частица не (это как бы укороченное слово нет). Объясните значение частицы, покажите, как она обозначается.

Вы начинаете предложение с частицей не, ребенок сначала выкладывает схему того, что вы произнесли, а потом заканчивает ваше предложение, употребив союз а и завершив схему. Например: Надень не пальто — а куртку.

Произносите предложения с частицей не и союзом а, ребенок должен выкладывать схемы.

Скажите ребенку, что частица не употребляется и без союза а. Например: Я не хочу манную кашу. Он не спит.

Произносите предложения с частицей не, ребенок должен выкладывать схемы.

Речевой материал

Предложения с союзами

Мальчик встал и пошел. Девочка взяла ручку и бумагу. Мама и дочка ужинают.

Мама готовит ужин, а дети играют. Кошка вылизывается, а котята спят. Машина

стоит, а велосипед едет.

Ребенок будет кашу или суп. Дедушка придет завтра или послезавтра Мама купит

туфли или сапоги.

Папа устал, потому что работал. Мальчик упал, потому что споткнулся. Лампочка

погасла, потому что перегорела.

Предложения с частицей не и союзом a

Возьми не большой зонтик, а маленький. Кот лежит, а не сидит. Собака не молчит, а лает. Дождь не перестал, а идет. Сейчас не утро, а вечер. Папа пришел не поздно, а рано. Мама потеряла не пояс, а перчатки. Почтальон принес не письмо, а телеграмму.

Предложения с частицей не

Сегодня самолет не опоздал. Ночью я не спал. Я не голодный. Я не хочу бутерброд. Собака не злая. Цветок не красный. Он не придет. Машина едет не быстро. Снег сегодня не пойдет. Дом не построят.