Читаем и пишем     |     Наречия

Существительные

Показывайте ребенку различные неодушевленные предметы (например, находящиеся в комнате) и спрашивайте: что это? Ребенок будет называть вам эти предметы.

Объясните ребенку, что, кроме слов-действий, в языке есть еще и слова-предметы, существительные (используйте оба термина), которые он сейчас и называет, они обозначают различные предметы или вещи. Чтобы услышать слово-предмет, нужно спросить о какой-либо вещи: что это? (это стол, это стул и т. п.).

Пусть ребенок назовет предметы, находящиеся в комнате. Задавайте ему вопрос: что это?

Пусть ребенок задумывает какой-нибудь предмет и, указывая на него, задает вам вопрос: что это? Вы называете соответствующее слово.

Скажите ребенку, что слова-предметы (существительные) вы будете обозначать полоской серого цвета, потому что самое интересное в предложении — это слово-действие, а предмет, с которым оно происходит, может быть любым (можно подбежать: к столу, к окну, к автобусу и т. п.; может бежать: мальчик, девочка, кошка и т. п.). Поэтому для слова-предмета вы выбрали самый нейтральный и невыразительный цвет — серый.

После этого называйте вперемешку существительные (обозначающие неодушевленные предметы) и иные слова, ребенок должен показывать светло-серую или белую (обозначающую просто любое слово) полоску. Используйте только слова, обозначающие конкретные единичные предметы. Если ребенок будет путаться, предлагайте ему подбирать к слову вопрос: Это предмет (то есть какая нибудь вещь)? Представь себе, что он перед тобой и ты на него смотришь. Как ты о нем спросишь, если ты, например, не знаешь, что это?

Выполняйте это же упражнение, поменявшись с ребенком ролями.

Вперемешку называйте неодушевленные существительные и глаголы, ребенок должен показывать серую или зеленую полоску.

Выполняйте это же упражнение, поменявшись ролями. Назовите какой-нибудь предмет. Пусть ребенок подбирает к нему подходящие слова-действия. Спрашивайте: Что он может делать? А еще что он может делать? (самолет может: лететь, стоять, ехать, падать; цветок может: цвести, вянуть, пахнуть: дерево может: стоять, расти, качаться, ломаться). Чтобы помочь ребенку, изображайте необходимые действия.

Назовите какое-нибудь действие. Пусть ребенок подберет несколько предметов, с которыми оно может совершаться: едет (что может ехать?) — машина, санки, поезд, трамвай, велосипед: горит — лампочка, огонь, дом, свет, свеча: греет — батарея, солнце, шуба, шапка, одеяло; стоит — стол, стул, машина, дом, ваза. Называйте такие глаголы, к которым можно подобрать неодушевленные существительные.

Пусть ребенок положит перед собой полоску, обозначающую предложение. Произносите предложения из 2 слов: существительное + глагол и глагол + существительное (например: Маши на едет. Горит лампочка. Ракета летит. Гудит паровоз. Шишка падает.), ребенок должен выкладывать их схемы (светло-серая плоска + зеленая либо — зеленая полоска + светло-серая).

Объясните ребенку, что вы называли сейчас только неживые (неодушевленные) предметы, про которые можно спросить: что это? Но есть еще и живые (одушевленные) существа, про которые можно спросить: кто это? Попросите ребенка вспомнить, какие бывают на свете живые существа (люди, животные, рыбы, птицы, насекомые). Объясните, что растения к одушевленным предметам не относятся (хотя они и живые), потому что они не могут свободно действовать: перемещаться, делать что-то по собственной инициативе. Скажите ребенку, что неживые предметы вы обозначали полоской светло-серого цвета, а живые будете обозначать полоской темно-серого цвета (они более важные, значительные, в них больше существования, поэтому и цвет — гуще).

Вперемешку называйте одушевленные и неодушевленные существительные, ребенок должен показывать полоску соответствующего цвета, иногда (особенно если он начнет путаться) спрашивайте у него: как можно спросить про этот предмет — кто это? Или — кто это?

Пусть ребенок придумывает предложения с одушевленными и неодушевленными существительными (вы показываете ему соответствующую полоску).

Произносите предложения из двух слов: существительное (одушевленное или нет) + глагол, глагол + существительное (например: Кот мяукает. Гудит паровоз. Корабль плывет. Плачет девочка. Лает собака. Цветок цветет). Ребенок должен выкладывать схемы предложений, правильно употребляя серые полоски.

После того как ребенок выложит схему предложения, поменяйте местами полоски. Попросите ребенка произнести то предложение, которое теперь получилось (поменять в нем местами слова).

Это же упражнение выполняйте, поменявшись с ребенком ролями.

Ребенок должен по картинке придумывать предложение из двух слов (существительное + глагол или — наоборот) и выкладывать его схему.

Произнесите предложение из 3 слов: одушевленное существительное + глагол + неодушевленное существительное в винительном падеже (например: Мама вымыла окно). Пусть ребенок выложит схему предложения, правильно употребив серые полоски. Если он будет затрудняться, задавайте вопросы, например: Кто вымыл окно? Мама вымыла что?

Это же упражнение выполняйте с предложениями: одушевленное существительное + глагол + одушевленное существительное в винительном падеже (например: Кошка ловит мышку). Если ребенок будет затрудняться опознавать как слово-предмет последнее существительное (поскольку к нему нельзя поставить вопрос: что, а только — кого?), прибегайте к следующему приему. Спрашивайте у ребенка: Кошка ловит кого? (мышку). Мышка — это кто или что? (это — кто, слово-предмет, обозначающее живое существо — одушевленное существительное). Значит, какой полоской мы должны обозначить это слово в схеме? (темно серой).

Произносите предложения из 3 слов: существительное (одушевленное или — нет) + глагол + существительное. Последнее существительное должно стоять в каком-нибудь другом падеже, кроме винительного (но без предлога), а значит, к нему нельзя будет задать вопрос: что? Если ребенок будет затрудняться опознавать его как существительное, поступайте таким же образом, как и в предыдущем упражнении. Например: Мальчик машет рукой. Мальчик машет чем? (рукой). Как ты спросишь про руку, если не знаешь, что это? (рука — это что? — то есть это неодушевленное существительное, слово-предмет). Значит, какой полоской мы его обозначим? (светло-серой).

Речевой материал

Неодушевленные существительные

Диван, тарелка, дерево, цветок, корабль, лампочка, солнце, шар, матрас, облако, самолет, лужа, абажур, ракета, книга, дом. т апок, шапка, чашка, лейка, очки, пароход.

Одушевленные существительные

Человек, девочка, мальчик, собака, кошка, лисица, птица, черепаха, муха, рыбак, муравей, ласточка, дельфин, дятел, карась, старик, охотник, лесник, малыш.

Существительные для подбора к ним слов-действий

Флаг может - висеть, развеваться, подниматься, спускаться, болтаться.

Листья могут - шелестеть, зеленеть, желтеть, краснеть, распускаться, опадать.

Машина может - стоять, ехать, мчаться, разбиться, остановиться, развернуться,

припарковаться.

Снег может - идти, лежать, таять, падать, скрипеть.

Лужа может - замерзать, высыхать, оттаивать, увеличиваться.

Глаголы для подбора к ним слов-предметов

Гудеть может - гудок, пароход, автомобиль.

Светить может - солнце, звезда, лампочка, свеча, фонарик, торшер

Цвести может — цветок, куст, дерево, сад.

Висеть может - платье, костюм, флаг, штора, занавеска, люстра.

Кипеть может - чайник, суп, вода, молоко.

Предложения с неодушевленным существительным и глаголом

Мячик катится. Лес шумит. Стоит дом. Ревет мотор. Бежит дорога. Плот плывет. Телевизор показывает. Падают листья.

Предложения с одушевленным существительным и глаголом

Собака воет. Гудит шмель. Летит птица. Бабушка вяжет. Курица кудахтает Спит ребенок. Муха жужжит. Идет человек Д удит трубач.

Предложения — одушевленное существительное + глагол + неодушевленное существительное в винительном падеже

Крот роет нору. Папа завел машину. Собака грызет косточку. Мальчик пишет письмо. Девочка плетет косу. Мама жарит яичницу. Почтальон разносит почту. Птичка вьет гнездо.

Предложения — одушевленное существительное + глагол + одушевленное существительное в винительном падеже

Таксист везет пассажира. Ласточка кормит птенцов. Девочка гладит котенка. Паук ловит муху. Мама купает ребенка. Охотник выслеживает зверя. Папа ждет маму.

Предложения — существительное + глагол + существительное (кроме винительного падежа)

Девочка подметает веником. Бабушка шьет иголкой Мама говорит дочке Именинница ждет подарка. Хозяйка улыбается гостю. Мальчик замахнулся палкой. Собака виляет хвостом. Девочка звонит подруге. Мальчик пишет ручкой.

Назовите ребенку пару прилагательных, обозначающих цвет (красный, синий). Спросите у него: какой еще может быть цвет? Пусть назовет вам несколько цветов (желтый, белый, розовый и т. п.).

Скажите ребенку, что он называл сейчас слова-признаки — они объясняют: какой тот или иной предмет, какой он может быть. Вы будете обозначать их полоской желтого цвета, потому что это самый жизнерадостный и солнечный цвет. А ведь именно слова-признаки придают самым неинтересным предметам удивительную окраску и разнообразие, делают их привлекательными и броскими (например: какой нибудь совершенно заурядный сам по себе забор, если его вы красить в красный цвет, будет привлекать всеобщее внимание: или кот — пушистый кот. э то совсем другое дело, чем просто кот).

Называйте слова-предметы одушевленные и неодушевленные. Ребенок должен показывать соответствующую полоску и подбирать к ним слова-признаки. Задавайте вопросы: Какой может быть этот предмет? А еще какой он может быть? (стол может быть — круглый, обеденный, журнальный, низкий, раздвижной, деревянный).

Показывайте ребенку одну из цветных полосок (зеленую, светлосерую, темно-серую или желтую), пусть придумывает соответствующие слова (глаголы, существительные, прилагательные). Произносите вперемешку существительные (одушевленные и неодушевленные), глаголы и прилагательные, пусть ребенок показывает соответствующую полоску и говорит, что вы произнесли: слово-предмет, слово-действие или слово-качество. Выложите перед ребенком схему словосочетания: прилагательное + существительное (одушевленное или — нет), предложите ему составлять по ней словосочетания (можно по картинкам). Меняйте на схеме местами полоски, ребенок должен произнести словосочетание, поменяв местами слова.

Произносите предложения из 3 слов: прилагательное + существительное (одушевленное или — нет) + глагол (например: красные розы цветут). Пусть ребенок выкладывает схемы этих предложений.

В дальнейшем указывайте на одну из полосок и просите ребенка назвать слово, которое она обозначает.

Поменяйте на схеме местами две полоски, ребенок должен произнести предложение, которое получилось (например: Большая машина едет — едет большая машина. Сильный дождь идет — идет сильный дождь — дождь идет сильный. Пушистый котенок спит — спит пушистый котенок).

Вы убираете на схеме одну из полосок (обозначающую либо глагол, либо прилагательное), ребенок произносит то, что получилось (например: Большущий самосвал едет — большущий самосвал — едет самосвал. Быстрый конь мчится — конь мчится — быст рый конь. Пышный куст цветет — пышный куст — куст цве тет ).

Вы произносите предложение: существительное (одушевленное или — нет) + глагол (или наоборот: глагол + существительное). Ребенок выкладывает его схему. Затем в нужном по смыслу месте вы добавляете в схему желтую полоску, а ребенок подбирает подходящее прилагательное и развивает предложение (например: Цветут маки — цветут красные маки).

В эту схему добавьте еще одну желтую полоску, ребенок должен подобрать еще одно прилагательное: Цветут красные маки — цветут крупные красные маки. Спрашивайте у ребенка : какими еще могут быть маки?

Речевой материал

Существительные для подбора слов-признаков

Цветок может быть - красивый, душистый, крупный, красный, мелкий, комнатный. м ахровый.

Мяч может быть - футбольный, круглый, красный, маленький, баскетбольный. Река может быть — широкая, бурная, спокойная, горная, полноводная, глубокая, мелкая, узкая.

Человек может быть - толстый, худой, высокий, добрый, злой, веселый, сутулый, смелый.

Дерево может быть - высокое, низкое, развесистое, кривое, стройное, зеленое, молодое.

Огурец может быть - зеленый, свежий, маринованный, соленый, большой, маленький, горький.

Вода может быть - холодная, горячая, чистая, питьевая, водопроводная, минеральная, соленая, грязная, пресная, морская.

Предложения — прилагательное + существительное + глагол

Пушистый кот мяукает. Грустная девочка плачет. Серый воробей прыгает. Гибкий камыш качается. Надоедливый комар пищит. Гоночный автомобиль мчится. Яркое солнышко греет. Белый кораблик плывет. Маленький мальчик скучает. Разноцветный флаг колышется. Футбольная команда играет. Большая труба гудит. Сильный ветер дует.

Предложения для распространения прилагательными

Лает собака (злая, большая). Бежит лисица (рыжая, хитрая). Едет поезд (скорый, длинный). Мчится автомобиль (гоночный, красный). Спит кот (большой, пушистый). Играет музыка (громкая, веселая). Дует ветер (сильный, холодный). Плывет акула (большая, зубастая).