Читаем и пишем     |     Ударение

Трехсложные слова

Pa-бота, машина (звучит как машына ). з а-но-за, му-зы-ка, кура-га, па-ра-ды, па-ро-мы, ма-ма-ша. ма-лы-ши (ши - звучит как шы ), рубаха, бу-ма-га, ва-го-ны, забава, бу-ру-ны, ба-ра-ны, ва-ра-ны, бу-ра-ны, ша-ла-ши, калоши, ба-ры-ши, камыши, ка-ма-зы, салаты, салака, ру-ка-ва, на-ро-ды.

Слова с закрытыми слогами

При подборе речевого материала для выполнения этих упражнений обращайте внимание на следующее. Используйте только глухие твердые согласные звуки, обозначающиеся голубым кружком: [П ], [К], [Т], [С], [Ф], [X], [Ц], [Ш].

Произносите закрытые слоги (гласный + согласный), пусть ребенок определяет, какой гласный звук присутствует в слоге.

Пусть скажет, какой согласный звук идет вслед за гласным в слоге.

Напомните ребенку, что согласные звуки вы обозначали кружком голубого цвета.

Произносите закрытые слоги. Ребенок должен выкладывать их схемы (класть на стол прямоугольник, обозначающий слог, под ним — карточку с символом формирующего слог гласного звука, рядом — голубой кружок). Например: ус, ош. Используйте только глухие твердые согласные звуки, обозначающиеся голубым кружком.

Показывайте ребенку на схеме символы звуков, пусть определяет, какой это звук.

Вы произносите слоги или слова из 3 звуков (согласный + гласный + согласный: кот), ребенок определяет, какой гласный звук присутствует в слоге (слове).

Пусть также определит, какой согласный звук слышен последним, затем — первым.

Ребенок должен выкладывать схемы слогов (слов), состоящих из 3 звуков: кос. п ас.

Показывайте ребенку на схеме символы звуков, он должен сказать, какой это звук.

Предложите ребенку разбивать на слоги слова с более сложной слоговой структурой: открытый слог + закрытый слог из 3 звуков. Например: каток. В словах не должно встречаться двух идущих подряд согласных звуков, относящихся к разным слогам (например: карман. п атрон). Слова произносите сначала несколько раздельно, потом — слитно.

Произносите слитно подобные слова. Ребенок должен выкладывать их слоговую схему.

Вы показываете ребенку на тот или иной прямоугольник, он называет вам слог, который этот прямоугольник обозначает. Вы меняете на схеме местами прямоугольники, ребенок говорит, какие слоги вы поменяли местами. Например: ку сок ; ребенок должен сказать, что вы поменяли местами слог ку и слог сок. Предыдущее упражнение нужно выполнять следующим образом: вы меняете местами прямоугольники, ребенок прочитывает получившееся неправильное слово.

Вы произносите первый слог слова и просите ребенка придумать к нему второй слог в соответствии со схемой (либо открытый, либо закрытый из трех звуков). Например: ка — каток. Гласный звук на схеме можете обозначать либо конкретным символом, либо красным кружком. Ребенок может придумывать слова, опираясь только на их звуковой образ, поэтому, если он будет подбирать слова, которые пишутся не так, как слышатся (например: ка — комок, слово комок звучит как камок ), исправлять его не надо. Ребенок может придумывать слова с любыми согласными звуками (как с глухими, так и со звонкими, как с твердыми, так и с мягкими).

Речевой материал

Закрытые слоги

Ос, ук, ап, эф, уф, ых. аф, от, ат, ут, ас, ош, ак, уш, оф, ус, эк, ок, ах, уп, ох, оп, ух.

Односложные слова из трех звуков

Кот, кос, сыт, пот, кок, шок, пас, тот, фас. т ок, как, тук, кус, сок, шут, пат.

Слова — открытый слог + закрытый слог из трех звуков

Ку-сок, ка-ток, пу-шок, Сашок, ку-шак, пу-пок, ка-тыш, фо-кус, ка-пот, цукат.