Читаем и пишем     |     Слитное написание элементов письменных букв

Узнавание и различение элементов письменных букв

Нарисуйте ряд (целиком строку) палочек, крючочков и зигзагов с закругленными концами (вперемешку). Ребенку нужно показать (или подчеркнуть) все элементы букв одного вида, затем — другого, затем — третьего.

Это же упражнение выполняйте иначе. Пусть ребенок подчеркнет карандашом одного цвета палочки, другого — крючочки и третьего — зигзаги. Над строкой с элементами букв нарисуйте для него образец подчеркивания.

Если ребенку будет трудно оперировать сразу с тремя видами элементов букв, на первых порах предлагайте ему их попарно.

Эти же два упражнения выполняйте с простым овалом и овалами, разомкнутыми справа и слева.

Эти же упражнения выполняйте с зигзагами с закругленными и острыми кончиками. Позже добавьте волнистую линию (фрагмент буквы Н).

Нарисуйте вперемешку ряд овалов и разомкнутых овалов, соединенных черточками (таким образом, как при слитном письме, присоединяется к другим буквам буква О). Ребенок по очереди должен найти все обычные овалы (пусть называет их буквой О), все овалы, разомкнутые справа и слева (их можно называть, например: овал с дырочкой справа и овал с дырочкой слева). Он может обводить их карандашом (не затрагивая при этом соединительных черточек).

Нарисуйте вперемешку (слитно) палочки, крючочки и зигзаги с закругленными концами (ребенок может называть их — буквой Г или закорючкой с круглыми концами). Палочки присоединяйте к последующим элементам с помощью соединительной линии, идущей от середины палочки, остальные элементы букв присоединяйте с помощью хвостиков (как при обычном письме). Задание такое же, как и в предыдущем упражнении.

Предыдущее упражнение выполняйте, присоединив к ряду элементов букв хвостик с петлей (его можно так и называть), затем — зигзаг с острыми концами (закорючку с острыми концами).

Нарисуйте слитно ряд, состоящий из всех элементов букв, которые ребенок знает. Овалы и палочки присоединяйте к последующим элементам волнистой линией (ребенок может ее так и называть). Ребенок должен по порядку опознать (перечислить) все элементы, входящие в ряд.

Нарисуйте слитно ряд крючочков. Пусть ребенок определит, из чего состоит ряд (из крючочков). Ниже изобразите букву И и букву Ш (два и три слитных крючка подряд). Скажите ребенку, что это за буквы. Пусть ребенок разделит (вертикальной черточкой) крючочки на буквы И.

Следующий ряд слитных крючочков пусть разделит на буквы Ш.

Пусть делит слитные крючочки попеременно на буквы И и III (отсчитывая по два и по три крючочка).

Слитно нарисуйте ряд зигзагов с закругленными концами (буквы Г). Пусть ребенок определит, из чего состоит ряд (из закорючек с круглыми концами). Напомните ему, что так пишется буква Г. После этого ему нужно отделить вертикальной черточкой одну букву Г от другой.

Слитно напишите буквы Г и И. Пусть ребенок определит, какие буквы вы написали. То же самое он должен сказать по поводу букв Г и III.

Ребенок должен узнать эти же буквы, слитно написанные в обратном порядке (И и Г; Ш и Г). Когда будете писать их, следите, чтобы линии минимально накладывались друг на друга. Слитно нарисуйте ряд зигзагов с закругленными и острыми концами (идущими попеременно). Попросите ребенка определить, что вы нарисовали. Пусть отделит вертикальной черточкой один фрагмент от другого.

На листе бумаги нарисуйте сложную картинку, состоящую из переплетений непрерывных линий. В картинку должны входить все начертания пройденных вами элементов букв. Попросите ребенка найти их и обвести карандашом.