Читаем и пишем     |     Ориентировка в окружающем пространстве

Задания для выявления скрытой леворукости

Для выявления скрытой леворукости предложите ребенку следующие задания (он должен выполнять их по вашему показу). Попросите ребенка переплести пальцы левой и правой руки (сжать их в замок). У леворукого ребенка наверху окажется большой палец левой руки.

Пусть ребенок скрестит на груди руки (примет позу Наполеона). У левши кисть левой руки окажется лежащей на правой руке (а кисть правой руки — спрятанной под левую руку). Предложите ребенку выполнять какие-нибудь прежде незнакомые или малознакомые ему действия (так как знакомые действия он, возможно, уже обучился совершать правой рукой) и наблюдайте, какой рукой он пытается их выполнить. Когда ребенок работает сразу двумя руками, обращайте внимание на то, какой рукой он ведет действие. Например, когда он что-то вырезает ножницами, он может держать их и в правой руке, но при этом левой рукой направлять бумагу.

Попросите ребенка нарисовать что-либо (одно и то же) сначала одной рукой, затем — другой и сравните, какой рисунок получился лучше.

Обратите внимание на следующее: если вы обнаружили у ребенка леворукость, но он уже устойчиво совершает определенные действия правой рукой, при выполнении этих действий не переучивайте его на левую руку. Просто в дальнейшем не препятствуйте ему выполнять левой рукой новые для него действия.

Для того чтобы читать и писать, ребенку (вне зависимости от того, правша он или левша) нужно уметь хорошо ориентироваться в пространстве: нужно различать низ и верх, а также направление слева направо. Без этих ориентировок ребенку будет трудно различать между собой буквы, поскольку они часто отличаются именно пространственными (с точки зрения осей; сверху — вниз и справа — налево) соотношениями своих деталей (например, буквы: Р — Ь, С — Э, А — У, Е — Ш). Ребенку также будет трудно писать и читать в нужном направлении.

Задания на основе неречевого материала

ОРИЕНТИРОВКА В СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ

Попросите ребенка поднять левую (правую) руку. Показать правую (левую) ногу. Показать левый (правый) глаз (ухо и т. п.). Показать правый (левый) бок.

Попросите ребенка показать, какой палец на его левой руке находится слева (справа) от среднего. При этом он должен ориентироваться на правую руку: тот палец, который ближе к правой руке — справа. Это же задание нужно выполнять с пальцами правой руки.

Пусть ребенок положит правую (левую) руку на стол ладонью вниз. Затем переместит ее немного вправо (влево). Ребенок должен положить правую (левую) руку на стол, сверху на нее положить левую (правую) руку.

Предыдущее упражнение можно изменить следующим образом: ребенок должен подложить под лежащую на столе левую руку — правую, и наоборот.

Пусть ребенок правой рукой возьмет себя за левое (правое) ухо. Это же упражнение выполняется и другой рукой. Попросите ребенка сложить руки за спиной так, чтобы кисть правой руки (тыльной стороной ладони) оказалась лежащей на кисти левой, и наоборот.

Ребенок должен пошевелить большим пальцем правой руки, затем большим пальцем левой. Это же упражнение нужно выполнить с другими пальцами обеих рук.