Читаем и пишем     |     Задания для выявления скрытой леворукости

Задания на основе речевого материала

Для выполнения этих заданий вам понадобится черно-белая разрезная азбука (вы можете купить ее или изготовить самостоятельно), она потребуется вам и в дальнейшем. Используйте из нее только заглавные буквы.

В результате выполнения этих заданий ребенок будет запоминать начертания букв. Задания также подходят для того, чтобы начать знакомить ребенка с их названиями. Называйте каждую из букв, которая будет вам встречаться, но требовать от ребенка специального их запоминания пока не нужно. Названия букв, обозначающих согласные звуки, должны полностью совпадать со звучанием звука (то есть буква Р должна называться [Р], а не [ЭР], П — [П], а не [ПЭ] и т. п.). Буквы, обозначающие гласные звуки, называйте как обычно (например: Я — [ЙА]).

Положите перед ребенком несколько букв, заметно отличающихся друг от друга начертанием (например: О, А, Ы, Й, X, Я, Г, Э, Ё, М). Показывайте ему одну из подобных букв (называя ее), он должен найти такую же среди лежащих на столе. Для начала предлагайте ребенку четыре буквы, постепенно увеличивайте количество.

Положите перед ребенком несколько сходных по начертанию букв (например: Р, Я, Ь, Б, В, Ы, Ъ; или П, Н, И, Й; или Ш, Щ, Ц; или К, X, Ж; или Ю, О, С, Э), показывайте ему одну из них, ребенок должен найти среди лежащих на столе такую же. Положите перед ребенком два вида букв (они должны лежать вперемешку), включающих в свое начертание круг (О, Ю, Ф) и состоящих только из комбинаций линий (П, И, К, Н, Г, Т, М, JI, А). Объясните ему, чем они отличаются. Ребенок должен разложить их на две кучки.

Попросите ребенка объяснить, как нарисована та или иная буква (например: Ф — это кружок перечеркнутый сверху вниз. нишей, Ю — это кружок, слева от которого стоит палочка и между ней и кружком пририсована еще одна поперечная палочка). Если ребенок еще не различает понятия справа и слева, пусть просто показывает пальцем на фрагменты буквы и, например, объясняет: вот здесь — с этой стороны нарисована палочка. Положите перед ребенком два вида букв: включающих в себя большой кружок (О, Ю, Ф) и маленький (Р, Б, Б, Ы, Я, Ъ). Объясните, чем они отличаются. Он должен разложить их на две кучки.

Это же упражнение выполняйте с буквами, включающими в себя: круг (О, К), Ф) и разомкнутый круг (Э, С).

Положите перед ребенком вперемешку буквы: напоминающие (включающие в себя) треугольник (А, К, У), круг (О, Ю, Ф) и прямоугольник (П, Ц, Д). Объясните ему, чем они отличаются. Он должен выбрать из кучки сначала буквы, напоминающие круг, затем — треугольник и прямоугольник.

Покажите ребенку две похожие между собой буквы (например: Ш — Щ, Ц — Щ, Б — В, Г — Т, Л — Д, 3 — В, Р — В, К — Ж, Ч — Я, С — О, И — Й, Е — Ё, Ь — Ы, О — Ю, Ь — Ъ, Г — Е, Ь — В, Ь — Б, Г — Б), он должен из первой буквы сделать (дорисовать) вторую.

Положите перед ребенком две буквы, попросите его реконструировать первую букву (что-то дорисовать, что-то замазать белым маркером) так, чтобы она превратилась в другую (например: П — Н, П — И, Н — И, О — С, О — Э, Л — А, В — Ь, Ы — Ъ, X — У, Ф — О, Я — Ж, М — П, Р — Ь).

Положите перед ребенком две буквы, он должен развернуть первую из них и дорисовать (видоизменить) ее так, чтобы она превратилась в другую (например: Ш — Е, II — Ц, С — Э, У — А, Ь — Я, Ч — Ь, Я — Ы).

Пространственное восприятие

С помощью этого вида восприятия ребенок ориентируется в пространстве, и когда оно нарушено, движения его в целом могут быть некоординированы. С помощью пространственного восприятия (вместе со зрительным ) у ребенка также формируются графические образы звуков.

Пространственное восприятие часто нарушается у леворуких детей даже тогда, когда эта леворукость неявная, и ребенок без особого труда переучивается действовать правой рукой (иногда даже незаметно для родителей). Однако проблемы с пространственными ориентировками у таких детей остаются. Кроме того, когда ребенок пользуется не той рукой, которая у него от природы ведущая, это сказывается на формировании его двигательных навыков, в частности — письма. Процесс обучения письму становится для него гораздо сложнее и утомительнее. Поэтому желательно заранее выявить у ребенка ведущую руку и в дальнейшем предоставить ему возможность действовать, в том числе рисовать и писать, именно этой рукой (ведь в наше время уже не считается, что с леворукостью надо бороться). Переучивание же на правую руку явного, упорного левши, крайне нежелательно, так как это может привести к развитию разнообразных неврозов (в частности — заикания).