Читаем и пишем     |     Подготовка ребенка к письму

Задания с разноцветными буквами

Теперь ребенок должен выкладывать слова сразу из букв.

Вы предлагаете ребенку сразу написать слово дом. Вы задаете ему вопросы : какой звук в этом слове первый? ([Д]), какой это звук? (твердый звонкий), каким цветом обозначаются такие звуки? (синим), какую букву нужно выбрать для обозначения этого звука? (синюю букву Д). Таким же образом нужно разобрать с ребенком и выложить остальные звуки слова. В конце слово нужно прочитать.

Точно так же нужно выкладывать слова с более сложной звуковой структурой (например: сахар, ватага, бархат).

Вы выкладываете из разноцветнтных букв слово и просите ребенка охарактеризовать каждый звук этого слова, а также назвать само слово.

Ребенок должен выкладывать из букв предложения, состоящие из 2-3 слов.

Речевой материал

Односложные слова

Сор, соль, сеть, гном, плеть, мирт, гром, грим, болт, писк, кляп, пляс, квас, треть, крен, сеть, спорт.

Слова с более сложной структурой

Урна, гранит, купец, график, фасоль, кадет, бурят, призма, пряник, пароль, плюшка, лютик, баклажан, сарафан, карета, ракета, кувалда, планета, Лёвушка, фанера, девушка, тетеря.

Предложения

Лена спит. Катя идет. Чайник кипит на плите. Мама спит на тахте. Папа идёт в магазин. Кошка сказала - мяу. Я иду в лес. Кот тащит мышку Мама купила хлеба. Тётя жарит рыбу. Дети взяли мяч. Я забыл ключи. Я иду в школу. Коля и Саша спят.

Задания с черно-белыми буквами

Дальнейшие упражнения ребенок должен выполнять с черно-белыми буквами. Скажите ему, что теперь он будет обозначать черной буквой любой звук (гласный, согласный, мягкий, твердый, глухой, звонкий).

Для начала пусть ребенок соберет в кучки буквы разных цветов, обозначающие один и тот же звук (например: буквы П обоих цветов), а сверху положит черную букву. Объясните ему, что теперь черная буква будет обозначать любой звук [П ] (и твердый, и мягкий).

Вы произносите гласные и согласные звуки, ребенок показывает соответствующие буквы.

Ребенок выкладывает из букв слова различной сложности. Вы предлагаете ребенку схемы слов, частично состоящие из букв, частично — из символов звуков. Вначале вы даете ему односложные слова из трех звуков (например: суп). Вы выкладываете первую и последнюю буквы этих слов, а средний гласный звук заменяете красным кружком. Ребенку нужно вставить пропущенную букву. Если можно вставить несколько букв (например: мел — мул — мол), спрашивайте у ребенка: какую еще букву можно вставить, чтобы получилось другое слово? Это же упражнение нужно выполнять со словами с более сложной звуковой структурой. Пропускайте в них одну букву, обозначающую гласный или согласный звук. Символ звука можно заменять горизонтальной черточкой.

В одном и том же слове пропускайте то одну, то другую букву (первую и последнюю в том числе). Например: барабан — б-рабан, ба-абан, бараба.

Предложите ребенку заменять один звук в слове на какой-нибудь другой, чтобы получалось новое слово (например: сом — сон — сок — сор — сыр — сын — сыч). Вы можете показывать ему, какую букву нужно сейчас заменить, он должен прочитывать слово и продолжать ряд.

Вы произносите слово, которое можно прочитать наоборот (например: кот — ток). Ребенок выкладывает его из букв. После этого вы меняете буквы местами — ребенку нужно прочитать получившееся слово. Можно, не меняя местами букв, предложить ребенку прочитать слово наоборот.

Вы задумываете какое-нибудь слово и по порядку называете ребенку входящие в него буквы (например: карамель — К,А,Р,А, М, Е, Л, мягкий знак), ребенок выкладывает их, пока не выйдет целиком слово. После этого ему нужно его прочитать. Это же упражнение выполняйте иначе — называйте буквы вразброс, показывайте ребенку, в какое место надо положить ту или иную букву. После того как выйдет целиком слово, ребенку нужно его прочитать.

Вы раскладываете перед ребенком буквы (только не в линию — одну выше, другую ниже и т. п.), из которых можно составить определенное слово (например: Р,А,К,А,М — марка), ребенок должен угадать задуманное слово и выложить его. Если из этих букв можно выложить еще какие-нибудь слова, пусть выложит их тоже (мак, рамка, кар, Кама, Макар, рама). Вы произносите слово, ребенок выкладывает его из букв. Затем вы называете другое слово, отличающееся от предыдущего одним звуком (например: бузина — бусина), ребенку нужно правильно заменить в слове букву.

Вы выкладываете из букв какое-нибудь слово, порядок звуков в котором можно изменить так, чтобы получилось новое слово (например; пила — липа). Ребенок должен переставить буквы в слове. Если он не может сообразить, как это сделать, называйте ему то слово, которое должно получиться, после этого пусть переставляет буквы.

Вы неправильно (с ошибкой) выкладываете какое-нибудь слово. Ребенок должен обнаружить ее и исправить. Например: тран-вай — трамвай. Если он не может понять, что за слово вы выложили, прочитайте его.

Вы выкладываете какое-нибудь слово, из букв которого можно составить другие слова (например: крапива — парк, ива, карп, пар, рак, Ира. п ир, пик. Вика, арка, варка, икра, права, Кира, кипа), ребенку нужно выложить эти слова.

Вы предлагаете ребенку пары выложенных из букв слов, отличающихся друг от друга наличием или отсутствием одного звука (например: лампа — лапа), и просите ребенка отгадать, какой звук исчез, и вставить его на место.

Это же упражнение выполняйте иначе — пусть ребенок угадывает, какой звук добавился (например: кот — крот). Ребенку нужно продолжить начатое вами слово. Вы выкладываете только первый слог. Например: клум... — клумба. Пусть ребенок выкладывает слово по образцу (как бы списывает), выкладывая его, он должен одновременно его прочитать. Вы выкладываете два похожих по звучанию слова (например: Полкан — Балканы) и просите ребенка рассказать, чем они похожи и чем отличаются: первое слово начинается с буквы П, а второе — с Б ; вторая буква в первом слове — О, а во втором — А; дальше идут одинаковые буквы — Л, К, А, Н; во втором слове — лишняя последняя буква Ы. После этого ребенку нужно прочитать слова. Слова выкладывайте друг под другом, более длинное — под более коротким, чтобы их легче было сравнивать.

Вы выкладываете слово, пропуская в нем букву (например: тарелка — таелка ), и говорите ребенку, что в слове есть ошибка — пропущена одна буква, ему надо вставить букву в нужное место. После этого вы можете пропустить в этом же слове другую букву (тарека ), пусть ребенок исправит ошибку. Вы выкладываете слово, добавляя в него лишнюю букву (например: брат — барат ), ребенок исправляет ошибку. Вы выкладываете слово, меняя в нем буквы местами (например: кролик — корлик ), ребенок исправляет ошибку. Вы выкладываете короткие предложения (например: мама спит), ребенок читает их.

Вы выкладываете предложение, соединяя два слова вместе (например: Катя рисует). Ребенок должен находить границу между словами и разделять их. В предложениях из трех слов соединяйте вместе только два слова.

Вы выкладываете предложения с предлогами, соединяя предлог с идущим после него словом (например: мама ушла вмагазин ), ребенку нужно отделить предлог. Если ему будет трудно прочитывать длинные предложения, выкладывайте словосочетания (например: ушла вмагазин ).

Это же упражнение нужно выполнять с союзами и местоимениями (например: Саша имаша играют; яиду спать). Играйте с ребенком в поле чудес. Выложите первую и последнюю буквы слова, остальные буквы обозначьте черточками. Ребенок должен отгадывать буквы, входящие в слово, и как можно раньше узнать само слово. Подскажите ребенку, что сначала нужно выяснить, какие гласные буквы присутствуют в слове, — их меньше, чем согласных, и с опорой на них проще угадать слово.

Слова, которые ребенок будет прочитывать (а не выкладывать на слух), могут же, как пишутся.

Речевой материал

Слова для выкладывания из букв

Кольт, брат, спина, сарай, гармонь, газель, торба, коршун, тёрка, салют, клей, зяблик, палата, калитка, лейка, люстра, калька, апрель, Галилей, улитка, ялик, кисель, синица, горница, палитра, Сибирь, Ямайка, кабина, барыня, ярмарка, муравей, карусель.

Слова из трех звуков для пропуска букв

Бор (бар, бур). Вор (вар). Пир (пар). Сор (сыр, сэр). Лис (лес). Тёс (тис). Пёс (пас). Мел (мол, мул). Сын (сон, сан). Рай (рой).

Слова с более сложной структурой для пропуска букв

Карман, диван, кулёк, марка, пляска, кулак, тайна, кальмар, пальто, дупло, птичка, пальма, билет, бумага, лисица, курица, яма, ярмарка, картина, улица, каравай, пижама, карета, мельница.

Цепочки слов для замены звуков

Кит - кот - кол — ком - дом - дым.

Лес - лис - лик - лак - мак - рак - бак — бас.

Мел - мол - гол _ кол - вол.

Лис - рис - Рим - ром - рот.

Пар - пир - тир - тис — бис — рис - Рим - мим - миф.

Слова, которые можно прочитать наоборот

Кит - тик, рак - кар, вор - ров, мол - лом, гол - лог, зал - лаз, док - код. н ос - сон, гул - луг, дар - рад. ром - мор, том - мот, кот - ток, марш - шрам, клоп - полк, икра _ арки, крап - парк, грот - торг, трос - сорт, Азор - роза.

Слова, отличающиеся одним звуком

Гром - грот, брас - брус, багор - бугор, Марина - малина, купон - кулон, Вера - Лера, вино - кино, Лера - лира, лиман - лимон, графит - графин, буран - баран, крыша - крыса, графит - гранит, ласка - латка, калина - Галина. к алина - Карина, куница - курица, улика - улица, работа — забота, галера — Валера, каравай - караван, калина - малина.

Слова, порядок звуков в которых можно изменить

Сорт - рост, стан - наст, палка - лапка, кукла - кулак, дома - мода, атлас - салат. ф орт - торф, укор - урок, коршун - шнурок, клоун - кулон, Кабул - булка, кабан - банка.

Слова с ошибками

Калтошка (картошка), кармонь (гармонь), каламель (карамель), сашлык (шашлык), лусалка (русалка), кардина (картина или гардина), палалайка (балалайка). к айитка (калитка), кулиган (хулиган), муралей (муравей), пчичка (птичка).

Слова, из букв которых можно составить другие слова

Курага - рагу, рак, рука, кара, карга.

Палитра - литр, лира, пат, пар, Рита, Пара, пара, парта, липа, пила, лапа. п ари.

пита, пир, Ира, ил, пират, тир.

Стадион - он, Дон, стадо, они, Дина, стан, наст, тина, сад, нос, сон, тис, оса, дот,

да, нота, сани, сатин, ода.

Гарнизон - зона, роза. Зина, риза, газон, Нина, нора, гора, он, она, ноги, Рига,

рога

Паприка - папа, пик, пир, кипа, Ира, пар, Кира, папка. Капри, Кипр, пика, пикап.

пари, пара, рак.

Родинка - Родина. Дина, кино, он, они, ода, орда, да, Кира, Ира, род, дар, нора,

Нора, кора, дракон, окна, арки, икра, она, Дон, ранки, драник, радон, дока,

норка.

Слова, в которые можно добавить (убрать) один звук

Кот — крот, рама - рамка, кара — карта, пот - порт, прель - апрель, рок - урок, рис - ирис, лица - улица, сор - сорт, пара - парта, луна - лунка, мурки - жмурки, лама — лампа, буря - Буряк, Карина - картина.

Похожие слова

Балкон - балахон, тархун — таракан, Колыма - колымага, рубаха - рубанок, картон- кордон, Марфа- марафон, кофта- кафтан, кровь— кр овля, ограда — огород, яблоко - облако

Слова с пропущенными буквами

Калитка - каитка, мартышка - матышка, карандаш - карадаш, вешалка - веша ка, дубрава - дубава, барбарис - бабарис, улица - уица, прыгалки - пыгалки, муравей - мураей, синичка - синича, портрет - потрет.

Слова с добавленными буквами

Кролик - каролик, колбаса - колабаса, палка - палыка, карман - караман, хурма - хурама, башмак - башамак, прыгалки - пырыгалки, фрукт - фурукт, клоун - калоун, круг - куруг.

Слова с переставленными буквами

Дворик - дровик, карусель - каурсель, Барбос - баброс, спичка - псичка.

Предложения

Бабушка сидит. Дедушка спит. Ёжик бежит. Дима учит уроки. Врач лечит зубы. Мальчик катит мяч. Сапожник чинит туфли. Папа надел галстук. Собака лижет лапу. Дети ели торт. Мама печёт пироги. Кошка ест рыбу. Марина кушала суп.

Предложения с предлогами

Мама сидит на стуле. Маша смотрит в окно. Садовник наступил на грабли. Даша стоит возле дома. Мама идёт по дороге. Собака бежит к хозяину. Катя едет в метро. Мяч лежит под стулом. Люстра висит над столом. Дети были за домом. Книга лежит на столе. Мама стоит на балконе. Кошка играла с мышкой.

Предложения с союзами

Миша и Рома спят. Маша лепит, а Дима пишет. Папа и мама пришли. Дай чашку или тарелку. Почитай книгу или журнал.

Предложения с местоимениями

Он пришел рано. Я иду. Она ест кашу. Мы гуляли. Вы пришли домой. Я сплю.

Слова для игры в поле чудес

Сарафан, барабан, капитан, магазин, автобус, вафля, рыбалка, курица, умница, художник, девушка, садовник, глобус, трамвай, матрос, граница, калитка.