Читаем и пишем     |     Узнавание и различение элементов письменных букв

Знакомство с элементами начертаний письменных букв

Те буквы, которые мы пишем, зачастую сильно отличаются от своих печатных аналогов, тем более прописных, которые имеют самые простые начертания. Элементами письменных букв могут быть овалы, волнистые линии, крючки, зигзагообразные линии. Эти элементы сложнее выделять из букв и узнавать, чем просто круги и прямые линии, поэтому состоящие из этих элементов буквы ребенком труднее запоминаются и различаются между собой. Для того чтобы в дальнейшем облегчить ему задачу усвоения письменных букв, лучше познакомить его с этими элементами заранее.

При распознавании письменных букв ребенок встретится с еще одной сложностью — буквы пишутся слитно. Это значит, что некоторые из них (например: О) соединяются с соседними соединительными черточками, а некоторые— св оими деталями (хвостиками, как, например, И и Ш). Когда буквы соединяются черточками, в их состав входит посторонняя деталь, мешающая опознать букву, когда они соединяются хвостиками, ребенку бывает трудно определить, где проходит граница между буквами (например, при слитном написании И и Ш). Поэтому на материале элементов букв у ребенка нужно сформировать способность четко вычленять эти элементы из не относящегося к ним, окружающего фона и способность разделять слитные письменные фрагменты на составляющие их элементы.

Задания с элементами начертаний письменных букв

В дальнейшем все элементы букв, которые вы будете предлагать ребенку, должны быть написаны с наклоном.

Сядьте рядом с ребенком и начните рисовать на листе бумаги наклонные крючочки (фрагмент буквы И). Объясните, что это почти палочки, но только с закругленным концом. Попросите его продолжить ряд. Для начала можете водить его рукой по бумаге, затем — обозначить закругление точками.

Когда будете показывать ребенку, как вы рисуете, всегда садитесь рядом с ним, а не напротив. Все фрагменты букв рисуйте через клеточку.

Для оценки того, правильно ли ребенок выполнил упражнение, обращайте внимание не столько на качество его чистописания (писать он может довольно коряво, так как эти задания достаточно сложны для него по рисунку), а на то, уловил ли он принцип того, что он должен сделать, правильно ли он изображает фигуры.

Покажите ребенку, как нарисовать зигзаг с закругленными концами (фактически строчную букву Г). Объясните, что это тот же крючочек с закругленным концом, но только еще с одним хвостиком вверху, который смотрит в обратную сторону.

Когда фигура, которую изображает ребенок, повторяет начертание какой-нибудь буквы (например: Г), всегда называйте эту букву, но специально требовать от ребенка, чтобы он запомнил, как пишется эта буква, не нужно.

Ребенок поочередно должен рисовать крючочки и зигзаги с закругленными концами (буквы Г).

Пусть ребенок нарисует ряд наклонных овалов (буквы О). В следующем ряду нужно нарисовать овалы, разомкнутые с правой стороны (почти буквы С). Покажите ему, как они рисуются, можете обозначить точками, где должна начинаться и заканчиваться линия окружности.

В следующем ряду пусть ребенок нарисует овалы, разомкнутые с левой стороны (фрагменты букв Э и X).

Вы рисуете начало ряда, в котором чередуются овалы и овалы, разомкнутые с правой стороны, ребенок продолжает ряд. Это же упражнение выполняйте с овалами и овалами, разомкнутыми с левой стороны.

Пусть ребенок поочередно рисует овалы, разомкнутые справа и слева.

Нужно поочередно рисовать разомкнутые овалы и просто овалы.

Ребенку нужно рисовать зигзаги с острыми концами (срединные фрагменты буквы Ж).

Нужно поочередно рисовать зигзаги с закругленными концами и острыми.

Ребенок должен рисовать волнистую линию посередине клеточки (срединные фрагменты букв Н и Ю).

Нужно поочередно рисовать волнистые черточки, зигзаги с закругленными концами и острыми.

В дальнейшем нужно рисовать палочки, внизу заканчивающиеся петлей (хвостики с петлей: фрагменты букв Д и У). Хвостики должны быть длиною в две клетки.