Читаем и пишем     |     Различение речевых звуков

Зрительное внимание и память

Так называемое непроизвольное зрительное внимание, когда какой-то предмет случайно попадает в поле зрения ребенка и невольно привлекает к себе его внимание, присуще ребенку от рождения. Но для того чтобы писать и читать (и вообще обучаться) у ребенка должна быть сформирована способность к произвольному вниманию, в результате которой он специально, по заданию, удерживает внимание на определенном предмете.

Поскольку слова, которые мы читаем и пишем, состоят из большего или меньшего количества букв, расположенных в определенной последовательности, ребенок должен уметь одновременно удерживать в поле зрения необходимое количество зрительного материала и четко улавливать порядок следования зрительных фрагментов. Этот материал он также должен прочно запоминать. Если объем внимания и памяти у ребенка колеблется, какая-то часть материала будет постоянно ускользать от него и в письменной речи будут возникать сбои.

Задания на основе неречевого материала

УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

Положите перед ребенком в ряд несколько мелких предметов, например: цветные карандаши. Попросите его по порядку называть цвета карандашей, сначала — слева направо, потом — в обратном направлении.

Попросите ребенка называть цвета карандашей через один. Попросите ребенка поменять местами первый и последний карандаши. Затем — поменять местами карандаши определенного цвета.

Укажите ребенку на какой-нибудь карандаш, пусть назовет цвета карандашей, которые лежат через два карандаша от этого в одну и в другую стороны.

Если ребенок уже умеет считать, попросите его поменять местами, например, второй и третий карандаши или — второй и пятый и т. п.

Положите перед ребенком несколько предметов (это могут быть игрушки). Начинайте — с 4, со временем их число нужно увеличивать (необходимое количество предметов определяется так: возраст ребенка + 3). Попросите ребенка отвернуться, и в этот момент уберите один предмет. Ребенок должен угадать, какого предмета не стало.

Когда ребенок отвернется, добавьте в ряд какой-нибудь предмет, попросите ребенка угадать, какой предмет добавлен. Положите в ряд несколько предметов (начинайте — с 4, увеличивайте до количества, равного возрасту ребенка + 3). После этого попросите ребенка отвернуться. В это время поменяйте местами два предмета в ряду. Ребенок должен восстановить первоначальную последовательность предметов. В дальнейшем меняйте местами большее количество предметов.

Положите в ряд несколько предметов (как в предыдущем упражнении), а затем полностью смешайте их. Пусть ребенок по памяти восстановит нарушенный ряд.

Разложите перед ребенком несколько картинок (их число должно быть равно: возраст ребенка + 3), ребенок должен запомнить их. После этого смешайте эти картинки с таким же количеством других картинок, попросите ребенка найти среди них те, которые он запомнил. Если задание окажется для ребенка трудным, начинайте с меньшего количества картинок.

Покажите ребенку какой-нибудь простой предмет (например: мяч, ручку, карандаш, чашку, книгу), затем уберите его. Попросите его по памяти рассказать, что это был за предмет, какого он был цвета, формы, величины и т. п. Можете задавать наводящие вопросы или на короткое время снова показывать предмет.

Покажите ребенку какую-нибудь картинку (например: изображение комнаты с различными предметами мебели). Попросите его запомнить, что на ней нарисовано. Уберите картинку. Ребенок должен вспомнить как можно больше изображенных на картинке предметов. Задавайте наводящие вопросы, например: Что стояло возле стола? Что лежало на полу?

Упражнения с геометрическими фигурами

Положите перед ребенком в ряд несколько геометрических фигур одного цвета и размера. Он должен выложить точно такой же ряд.

Это же упражнение выполняйте с геометрическими фигурами сначала разного цвета, но одного размера, затем — одного цвета, но разного размера, после этого — с геометрическими фигурами разных размеров и цветов одновременно.

Выложите в ряд геометрические фигуры разного цвета и размера. По вашему образцу ребенок должен выложить ряд, соблюдая обратное направление (то есть первой у него должна быть фигура, лежащая в вашем ряду последней, и т. д.").

Предложите ребенку выложить геометрические фигуры разного цвета и размера в ряд по образцу. После этого в своем ряду поменяйте местами две фигуры (в дальнейшем — большее количество фигур). Пусть ребенок повторит за вами операцию. Выложите в ряд геометрические фигуры разного цвета и размера. Покажите ребенку какие-нибудь две геометрические фигуры (подобные тем, что лежат перед ним), он должен поменять местами аналогичные фигуры в ряду.

Положите перед ребенком вперемешку геометрические фигуры разного цвета и размера. Покажите ему две фигуры, подобные тем, что лежат на столе. Пусть ребенок запомнит их. После этого уберите их. Ребенок по памяти должен найти такие же фигуры на столе. Постепенно увеличивайте количество геометрических фигур, которые нужно запомнить.

Предложите ребенку по памяти после кратковременного показа рисовать различные геометрические фигуры.

Если при выполнении упражнений ребенку будет трудно оперировать с геометрическими фигурами разных цветов и размеров одновременно, выполняйте упражнения сначала на материале фигур одного цвета и размера, затем — разного цвета и одного размера, затем — разного размера и одного цвета.

Задания на основе речевого материала

Выполняйте с ребенком на материале букв упражнения, аналогичные тем, что вы выполняли с геометрическими фигурами. Сначала используйте буквы, далекие друг от друга по начертанию (О, А, Ы, Й, X, Я, Г, Э, Ё, М), затем — похожие между собой (Р, Я, Ь, Б, В, Ы, Ъ; или П, Н, И, И; или Ш, Щ, Ц; или К, X, Ж; или Ю, О, С, Э).

Положите перед ребенком в ряд пять-шесть букв, названия которых он уже знает (например: Т, Ш, X, И, М; или О, У, Ж, П, Д; или Я, Д, К, 3, Ш). Попросите его отвернуться и уберите одну из них. Пусть отгадает, какой буквы не стало. Можно начинать с меньшего количества букв.

Положите в ряд три буквы. Пусть ребенок покажет вам первую и последнюю буквы. Затем — букву, лежащую в середине. Попросите ребенка поменять местами первую и последнюю (первую и среднюю, последнюю и среднюю) буквы в ряду из 3 букв. Пусть ребенок запомнит четыре-пять букв. Вы смешиваете их с еще четырьмя-пятью буквами (например: буквы С, М, X, Ъ — с буквами О, Д, Ц, И; буквы Ы, Л, Ж, Э — с Н, М, Ч, У; буквы Б, Т, П, Ф — с Ю, М, Ж, Е). Ребенок должен найти те буквы, которые он запомнил.

Покажите ребенку какую-нибудь не очень сложную по начертанию букву (например: X, Р, В, III, Ь, Н, Г, Т). Скажите, чтобы он запомнил, как она нарисована. Уберите букву. Пусть ребенок расскажет, из каких деталей состояла буква. Например: Р — это палочка, к которой пририсован кружок, X — это две перекрещенные палочки и т. п.

Ребенок должен нарисовать очень простую по начертанию букву (например: П, Т, Г, О, С, X) сначала по образцу, потом — по памяти после кратковременного показа.

Слуховое восприятие

С помощью слухового восприятия ребенок узнает и отличает друг от друга звуки. На бессознательном уровне эта способность так же, как и способность к зрительному восприятию, присуща ему от рождения. Нашей задачей является сформировать у него способность к целенаправленному вслушиванию в звуки и различению их между собой. Кроме того, нужно развить у ребенка способность к тонкому различению звуков.

На базе этой способности у ребенка формируется речевой слух, с помощью которого он различает между собой звуки речи и у него формируются слуховые образы звуков.

Задания на основе неречевого материала

Воспроизведите перед ребенком два похожих друг на друга звука (например: топните ногой по полу и хлопните в ладоши). Пусть ребенок отвернется. Воспроизведите один из этих звуков. Предложите ребенку угадать, что это за звук, и повторить его. Это же упражнение выполняйте с другими, более близкими между собой звуками (например: можно царапать чем-нибудь по разным поверхностям, постукивать по столу разными предметами, шуршать разными предметами и т. п.). Показывайте ребенку звуки по нескольку раз, чтобы он запомнил их. Покажите ребенку, как звучат различные звучащие игрушки (начинайте с 3). Пусть отвернется. У него за спиной воспроизведите какой-нибудь звук, попросите угадать, какая игрушка звучала. Если в доме есть какой-нибудь музыкальный инструмент (можно игрушечный), поочередно извлекайте из него два далеких между собой по высоте звука. Объясните ребенку, какой звук — высокий, а какой — низкий. В дальнейшем пусть ребенок угадывает, какой звук (высокий или низкий) вы извлекли. То же упражнение выполняйте с близкими по высоте звуками.

Каким-нибудь одним предметом (звучащей игрушкой) издавайте звуки различной громкости. Ребенок должен сказать, громкий или тихий звук прозвучал. Начинайте с резко отличающихся друг от друга по громкости звуков. Постепенно сближайте их.

Задания на основе речевого материала

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗЛИЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ МЕЖДУ СОБОЙ

Цель этих упражнений — объяснить ребенку, что такое звуки речи, и научить его безошибочно отличать их от всех других.

Для начала расскажите ребенку, что звуки речи — это те звуки, которые мы произносим и с помощью которых мы говорим ([А], [О], [М], [Р ] и др.). Например, слово мама состоит из звуков [М] и [А], папа — [П ] и [А]. Приведите ребенку несколько простых примеров, произносите слова тщательно и утрированно, выделяя в них звуки. Когда будете произносить изолированно согласные звуки, следите, чтобы в их произношение не вкрадывалось призвука гласного звука (говорите [М], а не [МЭ]).

Вперемешку воспроизводите перед ребенком различные звуки (шорохи, постукивания, извлекайте звуки из звучащих игрушек) и звуки речи (сначала включайте только гласные, потом — и согласные). Когда ребенок слышит звук речи, он должен поднимать

руку.

Скажите ребенку, чтобы он показал вам несколько звуков, не являющихся звуками речи.

Пусть произнесет несколько звуков, являющихся звуками речи.