Читаем и пишем     |     Задания на основе речевого материала

Зрительное восприятие

С помощью зрительного восприятия у ребенка формируются графические образы звуков.

Способность к зрительному восприятию есть у всех детей, но эта способность бессознательная. Ребенок невольно воспринимает всю зрительную информацию, благодаря зрению, но часто не умеет управлять этим процессом. Он не умеет воспринимать, то есть рассматривать избирательно, по заданию, какие-то определенные, нужные в данный момент вещи — то есть у него может быть не сформирована способность к сознательному, преднамеренному восприятию. А только на основе такого умения воспринимать можно обучаться чтению и письму (как, впрочем, и вообще обучаться).

Предлагаемые упражнения формируют именно такой способ зрительного восприятия.

Задания на основе неречевого материала

Упражнения с предметами

Поиграйте с ребенком в такую игру. Пусть он выйдет из комнаты, а вы в это время положите куда-нибудь на видное место какой-нибудь небольшой предмет (о котором вы с ним заранее условились). Осматривая комнату, он должен найти его. Положите перед ребенком три одинаковых предмета (например: карандаши), незначительно отличающиеся друг от друга длиной. Пусть покажет самый длинный, короткий и средний. Это же упражнение выполняйте с другими предметами, незначительно различающимися между собой толщиной, шириной, вы сотой. Если не сможете подобрать подходящие предметы, можете нарисовать их.

Нарисуйте две простые картинки (например: физиономии), отличающиеся друг от друга парой незначительных деталей (например: размером глаз, формой ушей, выражением рта и т. п.). Ребенок должен найти эти детали.

Пусть ребенок определит, чем внешне (на глаз) отличаются друг от друга два похожих предмета (например: стол и стул, книга и тетрадь, блюдце и тарелка и т. п.). Он должен найти как можно больше именно внешних отличий (заодно пусть расскажет, чем они отличаются по своему смыслу — по функции). Положите перед ребенком несколько предметов разного цвета. Называйте, какого цвета предмет он должен вам дать. Попросите ребенка рассмотреть и подробно описать какой-нибудь предмет. Например: цветок (листья у него — зеленые, лепестки — розовые с белыми кончиками, цветы крупные, листики — резные и т. п.). Он должен заметить как можно больше деталей и свойств этого предмета. Задавайте ему наводящие вопросы. Со временем он должен описывать предмет без них. Покажите ребенку какой-нибудь рисунок. Он должен назвать все цвета, которые в нем использованы. Точно так же он должен перечислить все предметы, которые на нем изображены. Рисунки выбирайте сложные.

Ребенок может осматривать комнату и называть предметы, которые в ней находятся. Второй вариант задания — он должен называть только мелкие предметы или не слишком заметные, лежащие в укромных местах.

Упражнения с геометрическими фигурами

Для выполнения этих упражнений нужно вырезать из цветной бумаги (красной, синей, белой, черной, желтой, зеленой) геометрические фигуры двух размеров (большие и маленькие). Этот материал понадобится вам и в дальнейшем.

Нужно вырезать: ромбы, квадраты, прямоугольники, многоугольники (пятиугольники), треугольники, круги, овалы, круги с неровными очертаниями — по две фигуры каждого цвета и размера (то есть у вас должно получиться, например, четыре красных ромба — два больших и два маленьких и т. п.).

Положите перед ребенком круг и овал одного цвета. Ребенок должен сказать, чем они отличаются.

То же самое нужно сделать с прямоугольником и квадратом (квадратом и ромбом).

Положите перед ребенком: ромб, квадрат, прямоугольник, многоугольник (пятиугольник). т реугольник, круг, овал, круг с неровными очертаниями одного цвета и размера. Покажите ему одну из этих геометрических фигур и попросите его найти такую же среди лежащих на столе. Для начала можно использовать меньшее разнообразие фигур.

Разложите перед ребенком эти же геометрические фигуры. Он должен разложить их на две кучки — похожие к похожим. В одну кучку — ромб, квадрат, треугольник, многоугольник (все, что имеет углы), в другую — круг, овал, круг с неровными очертаниями (то, что не имеет углов).

Разложите перед ребенком геометрические фигуры разных цветов, но одной величины. Покажите ему какую-нибудь фигуру, он должен найти такую же среди лежащих на столе. Разложите перед ребенком геометрические фигуры разного раз мера, но одного цвета. Он должен найти фигуру по образцу.

Это же упражнение нужно делать с геометрическими фигурами разных цветов и размеров одновременно.

Попросите ребенка рассортировать разноцветные геометрические фигуры разного размера сначала по цвету, потом по величине. Из кучки различных геометрических фигур ребенок должен выбрать все треугольники. Затем, например, все красные треугольники, все красные фигуры, все большие фигуры и т. п.