Читаем и пишем     |     Сдвоенные согласные звуки

Звукобуквенный анализ слов

Теперь из букв разрезной азбуки ребенок будет выкладывать сначала слоги, а потом — слова. Когда он будет выкладывать слова, он должен подбирать для обозначения звуков буквы того же цвета, что и кружки, которыми эти звуки обозначались прежде. В этом случае для него не будет скачкообразного перехода к новому виду деятельности, задания на подбор букв не покажутся ему чем-то новым и необычным, он воспримет их как продолжение той же самой работы, которую он выполнял до сих пор. Он в сущности даже и не заметит того, что занят теперь совсем другим делом.

Твердые - глухие и звонкие согласные звуки

При выполнении всех дальнейших упражнений ребенок должен выкладывать только звуковые схемы слов, без предварительного деления слов на слоги.

Пусть ребенок выкладывает звуковые схемы (кружочками) открытых и закрытых слогов. Для начала используйте только глухие твердые звуки, обозначающиеся голубыми кружками, и гласные звуки [А], [О], [У], [Э], [Ы ].

В завершение ребенку нужно назвать (прочитать), какой слог он выложил.

После того как ребенок выложил схему слога (например: [ПА]), спросите у него, какой звук в слоге идет первым. Ребенок назовет его ([П ]). Пусть среди различных букв найдет голубую букву П и положит ее вместо голубого кружка, так как эта буква теперь будет обозначать звук вместо него. Затем спросите у ребенка, какой звук идет после звука [П ]. Ребенок назовет звук [А]. Попросите его найти красную букву А (так как слог ударный) и заменить ею красный кружок.

Точно такие же задания нужно выполнять с односложными словами (например: сок, кот). Обязательно в конце просите ребенка прочитать выложенное слово. В дальнейшем он должен делать это всегда.

Вы предлагаете ребенку двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (например: суша). Для обозначения безударных гласных звуков ребенку нужно выбирать буквы розового цвета.

Вы предлагаете ребенку слова, включающие в себя звонкие твердые согласные звуки (например: рот, годы). Ребенок выкладывает их схемы. Укажите ему, что звонкие звуки нужно обозначать буквами синего цвета.

Вы произносите двухсложные слова с более сложной структурой (например: кусок, папка) и трехсложные слова (например: курага). Ребенок выкладывает сначала их звуковые схемы, затем заменяет символы на буквы.

Речевой материал

Односложные слова с глухими твердыми согласными звуками

Суп, фас, ток, кок, кот, пат, Кук, сук, пот, хук, топ, фат, кус, сок, кос, пас, поп, шок, фут.

Двухсложные слова из открытых слогов

Туша. Паша, каша, Саша, хата, косы, соты, фата, путы, супы, папа, тата. Капа.

Слова со звонкими твердыми согласными звуками

Дом, Дон, дым, дол, бор, бар, гол, зал, жар, вор, мул, лом, мол, гул, гам, дар, бум, ром, гон, вар, мэр, дама, мода, руда, зала, лужа, губа, дуга, дыра, жара, дары, воры, лама, рама, Мура, горы, мама, лыжа, роза, норы, нары, муза, луна.

Слова с более сложной структурой

Мавр, лавр, зубр, крот, брат;

Окна, арка, арык, урок, углы, каток, канал;

Кусты, парта, карта, кукла, дупло, карман, картон, капрал, кафтан, патрон;

Купава, панама, канава, булава, ватага, бумага, Тамара;

Сарафан, караван, марафон, балахон, фараон, махаон.

Мягкие - глухие и звонкие — согласные звуки

Вы сообщаете ребенку, что глухие и звонкие мягкие согласные звуки нужно обозначать светло-зелеными и темно-зелеными буквами. Из гласных звуков пока используйте только звук [И].

Обратите внимание ребенка на то, что буква И зеленого цвета. Скажите ему, что именно оттого, что гласный звук [И] делает мягкими согласные звуки, вы обозначили его зеленой буквой.

Вы произносите односложные и двухсложные (из открытых слогов) слова с мягкими глухими и звонкими согласными звуками (например: лис, дали). Ребенок выкладывает схемы этих слов, а затем заменяет в них символы буквами подходящего цвета.

Это же упражнение нужно выполнять со словами с более сложной структурой (например: блины, калина).

Вы произносите различные слова, ребенок выкладывает схемы. Вы вразброс указываете ему на те или иные символы, ребенок заменяет их на буквы, пока не выложит все слово. После этого он должен прочитать его.

Скажите ребенку, что в русском языке есть слова, в которых мягкий звук стоит последним (например: мать, ртуть). Для того чтобы обозначить мягкость таких звуков (когда следом нет звука [И]), существует специальная буква — мягкий знак (вы показываете эту букву ребенку). Она также зеленого цвета.

Ребенок выкладывает звуковые схемы слов, в которых мягкий звук стоит последним. Затем он заменяет все символы звуков буквами, заменив последний символ сразу двумя зелеными буквами: буквой, обозначающей звук, и мягким знаком.

В дальнейшем вы сообщаете ребенку, что иногда в слове за мягким звуком (который находится в середине слова) идет согласный звук, а не звук [И], и тогда его мягкость тоже обозначается мягким знаком.

Ребенок составляет схемы подобных слов (например: банька. в альс) и заменяет символы звуков буквами.

Вы произносите слово, в котором можно заменить твердый звук на его мягкую пару, так чтобы получилось другое слово (например: таран — тарань). Ребенок выкладывает схему этого слова и заменяет в ней символы на буквы. Вы показываете ему, какой звук нужно сделать мягким, ребенок должен добавить мягкий знак и прочитать новое слово.

Это же упражнение выполняйте иначе. Вы называете то слово, которое должно получиться, ребенок самостоятельно определяет, куда он должен вставить мягкий знак.

Речевой материал

Односложные и двухсложные слова с мягкими согласными звуками

Рис, бис, Рим. м ир. мим, Дик, лик, миф, риф, Нил, Ник, лиф;

Лиса, Дина, Дима, мина. Вика, Зина, Лика, лира, зима, лицо, липа, Миша, виза,

Лида, Рига, Нина, пари, кони, лани, сани, дыни, бани, Мари, сари, ноги.

Слова с более сложной структурой

Барин, кузина, низина, малина, улица, клин, плита, глина, трико, Африка, акрил, Арина, птица, налим, жмурки, бузина, артист, кличка, лисица, парилка, магазин, стадион, мацони, гарнизон.

Слова с мягким звуком на конце

Лань, рань, гарь, боль, вонь, соль, голь, даль, хорь, ларь, дань, ноль, корь, синь, моль, ваниль, окунь, дубль, длань, грань, фасоль, гавань, брань. Кубань, визирь, вратарь, гармонь, фитиль.

Слова с мягким звуком перед согласным

Калька, килька, Ванька, Мальта, фильтр, Кузьма, сурьма, батька, вольт, альт, кольт, пульт, пальцы, пальма, пальто, гурьба, судьба, пальба, Моська, шпулька, Матильда, усадьба, кальсоны, кальмары.

Слова для замены звуков

Банка - банька, галка - галька, гол - голь, хор - хорь, мол - моль, Калка - калька, полка - полька, гран - грань, манка - Манька.