Читаем и пишем     |     Глухие твердые согласные звуки

Звуковой анализ и составление слов и предложений

Цель приводимых в этой главе упражнений — научить ребенка выделять звук из слова, правильно определять последовательность звуков в слове и совершать со звуками различные операции. Эти же действия ребенок должен научиться совершать на материале небольших предложений.

Для выполнения упражнений на опознавание звуков используйте только те слова, которые пишутся точно так же, как произносятся:

не употребляйте слова, в которых гласный звук [О] находится в безударном положении, в этом случае он редуцируется и больше напоминает [А] (комар звучит почти как камар );

не употребляйте слов, в которых звонкие парные согласные звуки (и твердые, и мягкие) стоят на конце слова и перед глухими согласными, в этих положениях они оглушаются и звучат как глухие звуки (сад звучит как cam, ложка — как логика);

осторожно используйте слова с со звуками [С], [3], [Н], стоящими перед мягким согласным, в этом положении они часто смягчаются (гости звучат почти как госьти, кузнец — как кузьнец, винтик — как виньтик );

также осторожно используйте слова с тремя согласными звуками, идущими подряд, при произношении некоторых из таких слов один согласный звук пропускается (лестница звучит как лесница, точнее — лесьница, солнце — как сонце );

на первых порах используйте только гласные [А], [О], [У], [Э], [Ы ], звук [И] использовать пока не нужно, а йотированные гласные, которые изображаются буквами Е, Ё, Ю, Я, в точном смысле слова звуками вообще не являются, так как фактически состоят из двух звуков: Е — [ЙЭ], Ё — [ЙО], Ю — [ЙУ], Я — [ЙА].

Гласные звуки

Вы произносите слова, начинающиеся с ударных гласных звуков (например: улица, ангел), а ребенок называет первый звук слова.

Вы произносите слова, заканчивающиеся ударным гласным звуком (например: сума, окно), ребенок называет последний звук. Произносите односложные слова, в которых гласный звук находится в середине, ребенок должен назвать его. Например: лак, кнут.

Играйте с ребенком в слова. Вы произносите слово, заканчивающееся на гласный звук — ударный или безударный (звук должен произноситься так же, как и пишется), ребенок придумывает слово, начинающееся с последнего звука (что это за звук, он определяет сам). Например: дума — арка.

Для этих четырех упражнений не обязательно подбирать слова, в которых все звуки звучат так же, как пишутся. Например, во втором упражнении слово окно звучит как акно, но мы анализируем только последний звук, который слышится как [О].

Вы вперемешку произносите слова с ударным гласным звуком в начале, конце и середине слова, ребенок выкладывает схемы этих слов, помещая красный кружок в соответствующем месте под полоской. Затем ему нужно назвать тот звук, который он обозначил кружком, и определить, что он ударный. Например: урна, рука, дом.

Вы произносите те же слова, к которым ребенок составлял схемы, и просите его назвать второй гласный звук.

Скажите ребенку, что этот второй гласный звук называется безударным (потому что на него не падает ударение). Объясните, что ударный гласный звук вы обозначали кружком красного цвета, потому что именно на него в ударном слоге падало ударение (красная черточка) и придавало ему силы, а безударные звуки вы будете обозначать уже розовыми кружками, потому что в них меньше силы.

Произносите двухсложные слова из 2 открытых слогов, ребенок должен выкладывать схемы этих слов, то есть — класть полоску, обозначающую слово, затем прямоугольники, обозначающие слоги (один из них помеченный красной черточкой), под прямоугольниками — кружки: под ударным слогом — красный, под безударным — розовый. Например: луна, воры.

Показывая на эти кружки, спрашивайте у ребенка, какой это звук.

Речевой материал

Слова, начинающиеся с ударных гласных звуков

Арфа, угол, аист, амфора, осень, ус, Африка, унты, узел, ор, улочка, армия, эпос, ослик, образ, Анна, облако, ода, удочка, Алла, азбука, Ольга, олово, эра, он, утро, ох, орден.

Слова, заканчивающиеся ударным гласным звуком

Кино, дома, кимоно, гора, пальто, комары, вода, лицо, повара, голова, окно, орлы, манту, война, орда, лиса, долото, азу, тюрьма, молоко, зола, борода, корма, пора, дрова, перо, канва, бюро, кора, лассо, река, лото, нора.

Слова с ударным гласным посередине

Луг, сад, рост, борт, корт, трон, пруд, клад, дом, сын. б анк, трап, храп, трость, фронт, рысь, бант, кант, торт, звук, мак, брус, бас, вальс, Марк, пульс, мэтр, гвалт, брат, бровь, кровь, клан, форт, конь, бык, кот, старт, март, франт, фрукт, брань, стол, стул, гном, прыщ, хлыст, край, порт, мэр.

Слова для игры в слова

Рука, кино, рама, дама, окно, рыба, сума, кенгуру, пальто, рагу, мама, гора, тумба, паспарту, табу, дырка, овца, долото, сага, манто, азу. м анту, шуба, труба, авто.

Слова для выкладывания схем

Урна, окна, Анды, ум, осы, арка, утка;

Манто, Уфа, пурга, тайга, ура, банты, трава, бугры;

Кран, пот, гол, болт, трус, рот, сорт, хруст, сыр, дар.

Слова из двух открытых слогов

Рагу, луна, табу, кума, мате (произносится как матэ ), дыра, дары, душа, луга, сады, губа, мука, дубы, балы, жара, жабо.