Читаем и пишем     |     Формирование навыков письменной речи

Звуковой анализ предложений

Теперь ребенку нужно освоить звуковой анализ предложений. Это будет способствовать формированию у него навыка как бы видеть все предложение целиком.

Упражнения заключаются в следующем: вы произносите предложения (сначала без предлогов и других мелких слов, затем с предлогами, союзами и местоимениями), а ребенок должен выкладывать полные схемы этих предложений, по которым вы будете давать ему различные задания.

Схемы предложения ребенку нужно выкладывать следующим образом: ему нужно положить перед собой длинную полоску, обозначающую предложение, под ней — полоски, обозначающие слова (полоски должны быть соответствующего цвета). Если в предложении есть предлог, союз или местоимение, он должен обозначить их подходящими символами. Под полосками, изображающими слова, он должен выкладывать их слоговые и звуковые схемы. Слоговые и звуковые схемы нужно выложить и под значками, изображающими мелкие слова.

Например:

Предварительно объясните ребенку, что некоторые предлоги (с, к, в) состоят из одного согласного звука и из-за этого не могут образовывать слога. Поэтому, когда человек быстро говорит, такие предлоги прилепляются к следующему слову и их бывает трудно расслышать (например: я иду в лес звучит как: я иду влес ).

Используйте только такие местоимения и союзы, которые произносятся так же, как пишутся: местоимения — он. т ы. вы, мы; союзы — и, а, или. Можно использовать следующие предлоги: в, к, с, на, над, под, по, за. и з. от. из-за. из-под. Предлоги, заканчивающиеся на звонкий согласный звук, который в этом положении оглушается (в. над, под, из, из-под), произносите четко, чтобы последний согласный не терял звонкости и был узнаваем. Тщательно произносите предлоги с гласным [О] (по, от, под. и з-под), иначе он может редуцироваться и звучать почти как [А].

Вы произносите предложения с предлогами: в, к, с. произнося их слитно с идущими следом словами. Ребенок называет использованный предлог.

Вы произносите предложение, а ребенок выкладывает его схему. Попросите его назвать тот или иной слог или звук (указывая на его символ на схеме).

Ребенок называет тот или иной требуемый звук (например, второй звук первого слога третьего слова и т. п.).

Он называет требуемый слог (например, второй слог второго слова). Он обнаруживает в предложении все одинаковые звуки (например: [Т]) и указывает их место на схеме.

Ребенок обнаруживает все звуки одного вида (звонкие мягкие звуки, звонкие твердые звуки, глухие мягкие звуки, глухие твердые звуки) и указывает их место на схеме.

Он должен составлять звуковые схемы предложений без предварительного деления слов на слоги. Символы звуков он должен выкладывать прямо под полоской, обозначающей слово. Вы произносите предложения, в которых встречаются близкие по звучанию звуки (например: Лара вырастила розу). Ребенок выкладывает их схемы (как в предыдущем случае). После этого ему нужно по очереди показать на схеме все звуки, которые возможно между собой смешивать (в нашем примере — звуки [Р ] и [Л]).

Речевой материал

Предложения на узнавание предлогов в, к, с

Мама выглянула в окно. Папа вошел в комнату. Машина вьехала в гараж. Лиса спряталась в нору. Мама заглянула в шкаф.

Машина едет к лесу. Девочка идет к дому. Собака бежит к хозяину. Мама подошла к окну. Бабушка подошла к креслу.

Маша с Катей идут домой. Кошка с котятами спят. Чашка с блюдцем стоят на столе. Мальчик с девочкой дружат. Мама с папой сидят на диване.

Предложения для составления схем (без предлогов, союзов и местоимений) Маша сидит. Папа ходит. Дом закрыт. Паша упал. Машина гудит. Мышка пищит. Лиза умылась. Гости ушли. Саша спит. Мама устала. Распустились розы. Заварили чай.

Наташа написала письмо. Кошка ловит мышку. Нина смотрит кино. Миша сидит дома. Лиса вырыла норку. Мама вымыла окна. Даша учит уроки. Папа выпил чай. Бабушка варит суп

Предложения для составления схем (с предлогами, союзами и местоимениями) Из-за угла вышла кошка. Маша вышла из дома. Саша сидит на пони. Лида и Маша пришли из школы. Мама ушла в магазин. Мама ушла на работу Маша сидит за пианино. Кошка спрыгнула с дивана. Кукла упала на пол. Мышка ушла в норку. Мы пришли с улицы. Мама сидит, а папа ходит. Дай зонт или сумку Саша и Маша идут в кино. Вы пришли из магазина 7 Ты кушал давно? Ты кушал лапшу или щи?

Предложения с близкими звуками

Звуки [Ш — С]: Маша сшила сарафан. Даша скушала суши Звуки [Ш — С — Щ]: Саша скушал щи Звуки [Ш — Ж]: Паша жарит шашлык Звуки [Т — Ч — С] Птичка чистит лапки. Звуки [Ч — Ш ] Чай налит в чашку. Звуки [С — Ш — Ж]: Саша скушал на ужин спаржу. Звуки [Ж — Ч — Ш ] Жучка ушла в шалаш. Звуки [С — Ш — Ч — С — Г — Ж]: Саша чистит сажу. Звуки [3 — Ж — С ]: Зина жарит сазана. Звуки [Р — Л]: Карла забрала партитуру.

Звуки [Р — Л — Р]: Клара смотрит в ларчик. Лариса училась на бакалавра Лора читала псалтырь.

Звуки [Р — Л — Л]: Карл крутил руль. Лара играла роль. Карл наступил на грабли.

Звуки [Л — Й]: Лайма услышала лай. Звуки [Л — Й — Р ]: Лайка скрылась в сарай.