Трехсложные слова
Pa-бота, машина (звучит как машына ). з а-но-за, му-зы-ка, кура-га, па-ра-ды, па-ро-мы, ма-ма-ша. ма-лы-ши (ши - звучит как шы ), рубаха, бу-ма-га, ва-го-ны, забава, бу-ру-ны, ба-ра-ны, ва-ра-ны, бу-ра-ны, ша-ла-ши, калоши, ба-ры-ши, камыши, ка-ма-зы, салаты, салака, ру-ка-ва, на-ро-ды. Слова...  далее..
Анализ и составление сложных предложений
Цель этих упражнений — научить ребенка оперировать с предложениями, включающими в свой состав все пройденные вами грамматические конструкции. Вы произносите предложения, ребенок выкладывает их схемы. Например: Из за угла лолентально выскочили кошка с собакой. Вы произносите короткое...  далее..
Союзы
Скажите ребенку, что в языке встречается еще одна разновидность коротких слов, которые похожи на предлоги. Они похожи тем, что, так же как и предлоги, заранее сообщают нам о том, что это будет за предложение. Поэтому они — как бы наши союзники. Эти слова так и называются — союзы. Союз...  далее..
Личные местоимения
Скажите ребенку, что, кроме предлогов, в языке есть еще короткие слова, с помощью которых можно называть людей, не упоминая их имени. Они так и называются — местоимения (вместо имени). Допустим, у ребенка есть имя, но как он скажет о себе, не называя себя по имени — я. Спросите у него:...  далее..
Предлоги
Скажите ребенку, что в языке существуют очень короткие слова, иногда состоящие даже из одного или двух звуков. Они называются предлоги. Предлог так важен потому, что он задает смысл всему предложению. Предлог и предложение — это даже однокоренные слова. Если, например, произнести какое-нибудь...  далее..
Однокоренные слова
Объясните ребенку, что слова в языке растут кустами: как растения — из одного корня. Например: дом — домик, домище, домашний, домовитый, дома. Дом — это корень, он выражает собой смысл всех других слов, которые из него выросли. К короткому корню добавляются другие звуки, и получаются новые слова,...  далее..
Синонимы
Объясните ребенку, что к некоторым словам можно подобрать одно или даже несколько слов, которые имеют почти тот же смысл. Например: большой — огромный, громадный, здоровенный, крупный, гигантский ; облако — тучка. Произносите слова, которые имеют синонимы, ребенок должен...  далее..
Антонимы
Скажите ребенку, что в языке есть пары слов, которые имеют противоположный смысл. Например: большой — маленький. Вы произносите слова, к которым можно подобрать антонимы (это будут либо — прилагательные, либо — наречия), а ребенок называет слова с противоположным смыслом (как будет наоборот)....  далее..
Наречия
Объясните ребенку, что в предложениях встречаются еще дополнительные слова-пояснения. Они объясняют, когда произошло какое-то событие. Например: Мама сварила суп. Когда она могла его сварить? (сегодня, вчера, позавчера, утром, днем). Для того чтобы добавить в предложение слово-пояснение...  далее..
Существительные
Показывайте ребенку различные неодушевленные предметы (например, находящиеся в комнате) и спрашивайте: что это? Ребенок будет называть вам эти предметы. Объясните ребенку, что, кроме слов-действий, в языке есть еще и слова-предметы, существительные (используйте оба термина), которые он...  далее..
Глаголы
Продемонстрируйте ребенку какое-нибудь простое действие (движение): сядьте, встаньте, походите по комнате, попрыгайте и т. п. Спрашивайте: что я делаю? Ребенок должен употребить соответствующий глагол: сидишь, стоишь, ходишь, прыгаешь. Изображайте только такие движения, которые можно охарактеризовать...  далее..
Анализ и составление предложений
Цель упражнений с предложениями — дать ребенку различные алгоритмы их построения, познакомить его с основными частями речи, а также расширить словарный состав речи ребенка. Схема предложения Вы произносите предложение из 2 слов без предлогов (например: Мама спит. Машина едет)....  далее..
Придумывание предложений
Ребенок должен из слова сделать предложение. Вы произносите какое-нибудь слово, а ребенок с этим словом придумывает предложение. Ребенок придумывает предложения из двух, а потом из трех слов (можно по картинке или по показу действий). Слова Отличие слов от бессвязного набора звуков Вы...  далее..
Формирование первоначальных навыков языкового анализа и синтеза
Прежде всего нужно познакомить ребенка с основными единицами речи: предложениями, словами, слогами, звуками (что такое звук — он отчасти уже знает), и обучить его самым простым операциям с ними. Предложения ОТЛИЧИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ СЛОВА И ОТ БЕССМЫСЛЕННОГО НАБОРА СЛОВ Объясните...  далее..
Соотнесение произносительных, слуховых и графических представлений о звуках речи
Цель приводимых в этой главе упражнений — научить ребенка правильно соотносить между собой: звук, который он произносит с этим же звуком, но только воспринимаемым на слух (то есть произнесенным кем-то другим); звук, который он произносит с буквой, которая его обозначает; слышимый...  далее..
Правила включения звуков в речевой материал для занятий
Ребенок правильно выговаривает тот или иной звук. Это значит, что его можно включать во все предлагаемые в пособии задания. Ребенок выговаривает звук неправильно, но в его произношении он не похож ни на какой другой звук языка. На основании такого произношения нельзя построить вполне правильного...  далее..
Кинестетическое (мышечное) восприятие
С помощью кинестетического восприятия у ребенка формируются произносительные образы звуков. Правильный произносительный образ звука может сложиться у ребенка только в том случае, если он нормативно его выговаривает, поэтому, прежде чем включать те или иные звуки в материал занятий, вам придется...  далее..
Слуховое внимание и память
Слуховое внимание и память действуют всегда сообща. С помощью внимания ребенок целенаправленно фиксирует различные звуки речи. В речи звуки всегда представлены в виде звукового ряда, который никогда не может быть дан весь целиком (как это бывает со зрительным), а только последовательно — звук...  далее..
Различение речевых звуков
Для выполнения этих упражнений вам нужно изготовить карточки, на которых будет схематически изображено положение губ при произнесении гласных звуков. Две горизонтальные линии — звук [Ы ]. При его произнесении губы вытягиваются в стороны почти параллельно друг другу и между ними образуется...  далее..
Зрительное внимание и память
Так называемое непроизвольное зрительное внимание, когда какой-то предмет случайно попадает в поле зрения ребенка и невольно привлекает к себе его внимание, присуще ребенку от рождения. Но для того чтобы писать и читать (и вообще обучаться) у ребенка должна быть сформирована способность к произвольному...  далее..