В детском саду     |     утренняя гимнастика в детском саду

Физкультурные занятия в детском саду

физкультурные занятия в детском садуФизкультурные занятия в детском саду – важнейшая составляющая здоровья и органичного развития ребенка. Человечество еще не придумало способа быть полностью здоровым, вообще отказавшись от физических нагрузок.

Сам по себе маленький человек – это кладезь слабо управляемой энергии, которую обязательно нужно куда-то девать. Свойственная детям гиперактивность помогает им избавиться от массы килокалорий, правда это избавление, как правило, происходит в хаотичном порядке. Задача воспитателя – направить поток физической активности на укрепление разных групп мышц. Это можно сделать несколькими способами, а именно:

1. Обучающее занятие, главная задача которого выучить несколько новых упражнений.

2. Тренировочное занятие, очень схожее с обучающим. Отличие лишь в том, что отдельные упражнения отрабатываются до высокого уровня. Применяются обычно для определенных показательных выступлений или перед соревнованиями.

3. Классическое занятие с разминки, основной и заключительной части, построенное на уже известных упражнениях.

4. Круговое занятие.

5. Самостоятельное занятие с учетом интересов ребенка.

6. Занятие с тренажерами. Эффективно, но слабо выполнимо из-за необходимости подбора специальной программы тренировки и самого тренажера. Обычно ограничиваются обручем или маленькими гантельками.

При объединении физкультуры с другими видами развития ребенка получаются следующие виды:

1. Музыкальная ритмическая гимнастика.

2. Двигательные сказки или рассказы. В процесс инсценировки сюжета активно вводятся физические упражнения.

3. Сюжетно-игровые занятия.

4. Комплексные занятия. Это сюжетно-игровые занятия или двигательные рассказы, в которых большое внимание уделяется музыкальному аспекту и развитию речи ребенка. Обычно сочетаются физические упражнения, песни, танцы, стихи. Характерны для проведения утренников и праздников.

Отдельные виды занятий, это занятия-соревнования и контрольные занятия. Занятия-соревнования характерны наличием эстафет и других командных конкурсов. Обычно проводятся как внутри группы (например, между мальчиками или девочками), так и между группами.

Контрольные занятия имеют цель выяснить достигнутый уровень детей в плане физического развития, а также обращают внимание на недостатки в моторике каждого ребенка. При их обнаружении обязательно предлагаются и затем осуществляются комплекс мероприятий по их устранению.

Обычные физкультурные занятия в детском саду могут проводиться под музыкальный аккомпанемент, задающий ритм движения. Дети обязательно занимаются на ковре в чешках, в крайнем случае в носочках. Движения планируются по следующей схеме:

1. Вводная часть. Задача – разогреть мышцы ребенка. Включает в себя различные виды ходьбы, в том числе корректирующую, повороты в стороны, упражнения на удержание равновесия, легкий бег. При необходимости вводятся элементы построения и перестроения. Обычно речь идет о одной или нескольких шеренгах.

2. Основная часть. Задача – нагрузить мышцы и вестибулярный аппарат малыша. Практикуются основные виды движений: лазание по лавке, прыжки, метание мелкогабаритных предметов (мячей), подвижные непродолжительные игры, упражнения на поддержание равновесия. Могут также практиковаться упражнения общеразвивающей группы с элементами йоги, ритмические упражнения и упражнения-имитации.

3. Заключительная часть. Задача – постепенно вернуть дыхание и кровообращение ребенка в нормальный ритм. Решается с помощью малоподвижных игр (например, хоровод), игр для развития творческого мышления, упражнений на восстановление дыхания (в том числе из практики элементарной йоги).

В плане мероприятий с физической нагрузкой вполне может присутствовать целый спектакль-сказка. Сюжет и герои подбираются в зависимости от возраста детей и достигнутого ими уровня тренированности. Также при проведении любых детских постановок рекомендовано использовать элементы физической активности, органично вписывая их в сюжет. Элементарным примером такого вкрапления служит герой зайчик в новогодней сказке. Зайчик или зайчики прыгают вокруг елки. Также могут бегать снежинки или весело кувыркаться ежики.

Подражая движениям животных и птиц можно смоделировать множество движений и сюжетов. Это помогает не только развивать мышцы ребенка, но и глубже познавать природу. Чтобы скопировать чье-то движение, сначала нужно понаблюдать за животным или птицей, которое его делает. Так, обычное на первый взгляд упражнения, учит ребенка внимательно присматриваться к окружающему миру и познавать его.

Ярким примером сюжетно-игрового занятия на тему подражания движениям животных будет несложная игра для средней группы «Веселые зверята». Для нее понадобятся:

1. Маска волка в виде шапочки.

2. Небольшой куб высотой до 10 см.

3. Две невысокие скамейки.

4. 5 обручей и 5 конусов.

Цели занятия:

- научить детей ходить и ползать по ограниченной площади (лавочка). Попутно при ходьбе нужно сохранить осанку и бороться с плоскостопием;

- развить умение ориентироваться в пространстве (в зале);

- совершенствовать элементы двигательной активности (прыжки, ходьба, бег);

- пробудить интерес детей к наблюдению и изучению природы.

Для начала детей нужно построить в шеренгу, поздороваться и спросить, каких зверей они знают. Ответы будут элементарными, и это нас устраивает. Далее воспитатель хвалит детей и предлагает побыть веселыми зверятами:

Зверушки, зверята – хорошие ребята,

Смотрим все внимательно, повторяем замечательно!

В принципе дети могут назвать следующих животных: зайчика, волка, лисичку, мишку косолапого. Подражать им просто:

Мишка – ходьба на внешней стороне стопы.

Зайчик – мелкие прыжки вперед.

Лиса – ходьба на носках.

Волк – бег в среднем темпе.

К ним (от воспитателя) добавляется змея – ходьба или медленный бег зигзагом (между конусами). В процессе игры будут добавляться другие персонажи с соответствующими движениями, положениями рук и/или ног.

После этого следует команда повернуться направо и под музыку пойти в колонну по одному. В процессе ходьбы предлагается по очереди подражать ходьбе медведя и лисички. Если увеличить расстояние между малышами, то можно попрактиковать зайчика и волка. Для змеи необходимо заранее установить конусы или другие препятствия и потом направить туда колонну детей.

После достаточно интенсивной нагрузки детям предлагается встать вкруг. Начинается следующий этап: подготовка к зиме:

По чащобам, по оврагам

Шел медведь неспешным шагом.

Отвечайте быстро мне:

Все готовы ли к зиме?

Ответ заключается в том, что, занимая определенное исходное положение, имитирует определенного зверя и его подготовку к холодам.

1) Рукавички для лисички.

Исходное положение – стоим, ступни на ширине плеч. На счет «раз» протягиваем руки вперед на уровне груди. На счет «два и три» крутим кистями, на счет «четыре» опускаем руки.

Так повторяем 4-6 раз, попутно воспитатель говорит:

Да, ответили лисички,

Мы связали рукавички,

Рукавички новые,

Теплые, пуховые.

2) Белочка в дупле. Исходное положение – стоим, ступни на ширине плеч. На счет «раз» поднимаемся на носки и протягиваем руки вверх. На счет «два» возвращаемся в исходное положение.

Так повторяем 4-6 раз, попутно воспитатель говорит:

Белка смотрит из дупла:

Я орехов запасла.

Не достать мое дупло,

В нем отлично и тепло.

3) Ежик с грибами. Исходное положение – стоим, ступни на ширине плеч. На счет «раз» приседаем и дотрагиваемся ладонями пола. На счет «два» возвращаемся в исходное положение.

Так повторяем 4-6 раз, попутно воспитатель говорит:

Ежик время не терял:

Домик весело копал

Под кустом его нора,

В ней грибочков два ведра.

4) Крот и подземный ход. Исходное положение – лежим на животике, обеими руками подпираем голову. На счет «один, два, три, четыре» дети просто болтают приподнятыми ногами секунд 20-30.

Похвалюсь я вам как крот,

У меня подземный ход.

Очень любо всей семьей

Почаевничать зимой.

5) Валенки для зайки. Исходное положение – дети стоят, обе руки на поясе. Необходимо чередовать невысокие прыжки на месте с ходьбой (на месте).

- А у нас есть валенки,

Лопотали заиньки.

Хорошо в них и тепло

Нам, Потапыч, повезло!

Расспросил медведь весь лес

Сам устал и спать полез.

Хорошо ему в берлоге

Там тепло, не мерзнут ноги.

Дальше дети идут в колонну по одному и в конце перестраиваются в два звена и располагаются напротив двух «полос препятствий».

1. Ходьба по скамейке, перешагивая через кубик, руки на поясе.

1) Лисичка шла по мостику,

Виляла рыжим хвостиком.

Походила очень мило,

Даже куб не уронила.

При этом дети проходят по скамейке, руки на поясе.

НЕ ЗАБЫВАЮТ ПЕРЕСТУПАТЬ ЧЕРЕЗ КУБ, УСТАНОВЛЕННЫЙ НА СКАМЕЙКЕ

2. Ползание по скамейке на четвереньках.

2) Мишка косолапый по лесу идет,

Быстро он и ловко по бревну ползет.

К краю прикоснулся,

Встал и потянулся.

Ребенок ползет по следующей скамейке на четвереньках, а в конце выпрямляется и поднимает руки (потягивается вверх).

3) В огороде есть морковка

Скачет зайчик за ней ловко.

Хочет серый первым быть

Чтоб морковку раздобыть.

Дети прыгают из обруча в обруч (4-5 обручей положены на пол в виде дорожки).