В детском саду     |     консультации психолога в детском саду

Категории детских садов

категории детских садовКатегории детских садов четко определены по видам деятельности в «Типовом положении о детских образовательных учреждениях» (№666, утвержденного Правительством Российской Федерации 12.09.2008г.). Не взирая описанные ниже виды, все ДОУ в своей деятельности опираются на «Образовательный стандарт РФ. Дошкольное образование». Стандарт требует от дошкольного учреждения наличие обязательной воспитательной программы, содержащей:

- занятие физкультурой;

- изобразительный и музыкальный аспект;

- занятия, направленные на развитие речи, и развивающие игры;

- знакомство с окружающим нас миром, в том числе и экологией;

- изучение специальной детской литературы;

- базовые знания в области математики;

- дополнительные программы (образовательные или восстановительные). По наличию или отсутствию этой категории учреждение может быть отнесено к определенному виду.

Документ №666 от 12.09.2008 ясно определяет, что сады (ДОУ) делятся на :

1. Учреждения общеобразовательного вида.

2. Учреждения компенсирующего (коррекционного) вида.

3. Учреждения комбинированного вида.

4. Центры развития ребенка.

Дошкольное учреждение общеобразовательного вида ничем экстраординарным не отличается. Практикуется развитие творческих, физических и интеллектуальных способностей детей стандартными методиками и количеством часов. К счастью таких детских садов менее четвертой части (точнее порядка 23%). Большинство остальных учреждений дополняют стандартный минимум занятиями с углубленным изучением чего-либо (природа, английский язык и т.д.). При наличии одного ярко выраженного направления ДОУ выделяется в подвид с осуществлением приоритетного направления развития воспитанников. В группах могут быть до 20-25 человек.

Такие категории детских садов, как учреждения компенсирующего (коррекционного) вида, по своей сути представляют собой симбиоз дошкольного воспитательного и медицинского учреждения. Это профильные сады, в которых специально набирают детей с определенными патологиями. Это может быть малыши с нарушением опорно-двигательного аппарата, проблемами слуха и зрения психического развития и т.д. Для набранной категории детей обязательно создаются особые условия пребывания, выраженные в:

- специальной обучающей программе;

- специальных условиях содержания (питание, иногда инвентарь и т.д.);

- обязательном наличии профильных специалистов-медиков, осуществляющих попутно лечебный, корректирующий или восстановительный процесс. В зависимости от профиля заболевания это могут быть врачи-логопеды или массажные кабинеты. В таких группах, как правило, не бывает больше 10-12 детей, от персонала могут требоваться дополнительные навыки и знания, время работы учреждения в зависимости от профиля от 3 до 24 часов в сутки(т.е. круглосуточно).

Из категории детских садов компенсирующего (коррекционного) вида стоит выделить в отдельный подвид учреждения присмотра, ухода и оздоровления. Сюда попадают дети с общими проблемами, вызванные слабым иммунитетом, или часто болеющие дети. Направление в такой детский сад дает педиатр. Задача садика в укреплении общего здоровья малыша, повышении иммунитета. Для этого созданы все условия в виде процедурных кабинетов и специальной методики. После того, как ребенок перестает усиленно болеть, его переводят в обычный детский сад. График работы учреждений обычный пятидневный.

Сады комбинированного вида выполняют одновременно разные функции. Это заложено в самом названии, говорящем о том, что в таких учреждениях имеет место разные комбинации отдельных видов групп (компенсирующие, общеобразовательные и оздоровительные). В отдельный подвид выделены:

- учреждения с ясельными группами;

- сады со специальными (интегрированными) группами. В них совместно воспитываются вполне здоровые дети и малыши с «проблемами» развития. Таким способом немного отстающие в развитии дети путем общения со своими здоровыми сверстниками усваивают правильную модель поведения и развивают коммуникационные навыки.

Центр развития ребенка представляет собой детский сад с повышенной нагрузкой на малыша. Она обязательно паритетная в плане умственного и физического развития. Также на высоком уровне решаются вопросы профилактики и оздоровительных мероприятий. В большинстве случаев вводятся профилирующие направления (например, музыка или литература). С учетом того, что в таких учреждениях серьезная дошкольная подготовка, малыши из таких детских садов, как правило, заранее планируются в специальные школы. Т.е. родители уже определились с будущим ребенка на ближайшие 10-12 лет. В таких центрах однозначно оплата за воспитание значительно выше, однако есть и мощная развитая инфраструктура. Кроме оснащения самого центра (это могут быть собственные компьютерные классы, бассейны и т.д.), детей с большой частотой вывозят на разные мероприятия (спектакли, экскурсии, выставки и т.д.). Примечательно, что в таких центрах квалификация педагогов находится на высоком уровне, что позволяет внедрять новейшие методики воспитания или оздоровления.