В детском саду     |     дидактические игры в детском саду

Консультации психолога в детском саду

консультации психолога в детском садуКонсультации психолога в детском саду – важная составляющая заботы о ребенке, его развитии и позитивном эмоциональном стане. Каждый ребенок по своей натуре разный, но есть определенные законы психологии, по которым должен развиваться любой, даже маленький член общества. Задача специалиста в данном случае состоит в том, чтобы одновременно сохранить индивидуальное внутреннее пространство малыша и помочь ему в общении с окружающими (если это необходимо). Это очень важные задачи, ибо малыш в состоянии душевного дискомфорта способен причинить себе даже физическую боль. Таким образом психолог посильно обеспечивает все условия для охраны здоровья малыша и развития его личности в дошкольном учреждении.

Слово «психолог» для малышей ровным счетом ничего не значит и ни с чем не ассоциируется. Это очень замечательно, так как не создает никакого предубеждения. Совсем другое дело обстоит со многими взрослыми. Они очень часто путают слово «психолог» и «психиатр». Большинство взрослых панически боятся найти или признать у себя даже элементарные проблемы в общении с себе подобными, поэтому встают в позу нахохлившегося петуха при любом упоминании о психологах. Еще раз объясняем этим личностям, что:

1. Психолог помогает найти общий язык с обществом, а психиатр лечит уже выявленную болезнь.

2. Психолог не ставит диагнозы, а лишь отмечает нормальное развитие ребенка или выявляет небольшие отклонения.

3. Окружение психолога изначально здоровое, возможно в некоторой мере своеобразное. Психиатр по определению занимается больными людьми.

Специалист-психолог в дошкольном учреждении имеет ряд задач:

1. Консультация.

2. Диагностика.

3. Коррекционно-развивающая работа.

4. Психологическая профилактика и просвещение.

Консультации психолога в детском саду очень важны хотя бы по той причине, что специалист может выявить самое начало проблемного эпизода. В этом случае он сам обязан принять меры или посоветовать обратиться к другому специалисту. Так как самого малыша в этом возрасте консультировать еще рановато, то речь, прежде всего, идет о близких родственниках малыша. Именно они должны приходить к специалисту и правильно задавать вопросы. Ключевое слово здесь «правильно», ибо в большинстве случаев происходит совсем другое. Мне кажется, что мой малыш стал меньше кушать, а Катенька стала какая-то замкнутая, Сашенька не хочет учить стишок, а Васька не может писать, а я в его годы… и т.д. Вроде бы все правильно, но на наводящие вопросы, а что изменилось в вашей жизни, режим питания и т.д. все только пожимают плечами. Следствие вроде бы есть, а изменения условий существования нет. Парадокс!?

Правильно постановка вопроса, подкрепленная фактами и наблюдениями из жизни ребенка, достоверными сведениями из жизни его родителей и близких, очень помогает специалисту. Пользуясь своими знаниями, он может собрать воедино все моменты и пояснить близким нюансы поведения ребенка. Возможно это будет некоторый элемент рассеянности, плохое настроение, замкнутость и т.д. Более того, он даст родителям совет, как общаться с ребенком дальше, что для него сделать, в чем ему помочь или на что не обращать внимание.

При необходимости пригласить родителей на консультацию может сама воспитатель, которая очень много проводит времени с детьми и должна замечать существенные изменения в поведении ребенка. Возможно, что родители просто не замечают новых ноток в поведении малыша, а возможно ребенок так дома себя просто не ведет.

Диагностика – это сугубо профессиональная деятельность психолога, направленная на определение уровня развития высших психических функций и эмоционального состояния малыша. Проще говоря, есть разные психотипы личностей, для каждого из которых наличествует свое собственное поведение. Если ребенок молчаливый и скромный, то это отнюдь не означает, что он отстает в умственном развитии. Задача психолога создать детям условия для нормального существования в коллективе путем налаживания процесса общения. Это может быть сдерживание слишком агрессивных и эмоциональных моментов или наоборот, развития эмоциональной и двигательной активности малыша.

Есть понятие плановая диагностика, а есть ситуативные исследования. Плановая диагностика – это специальные периодические тестовые мероприятия, одинаковые для всех детей. В этом виде диагностики выделяют комплексную оценку готовности малыша к школе. Это очень важно, так как школа представляет собой совершенно другую психологическую среду.

Ситуативная диагностика призвана решать проблемы одного ребенка в каждом конкретном случае. Например, малыш стал резко реагировать на громкие звуки, плакать. Скорее всего его что-то сильно испугало или в семье есть громкие ссоры между родителями. Так методом исследования и беседы находится причина и устраняются последствия.

Консультации и диагностики абсолютно бессмысленны, если не делаются выводы и в дальнейшем не принимаются никакие решения. Это как раз задача коррекционно-развивающей работы. Здесь используется два ключевых слова «коррекция» и «развитие». Они отражают весь смысл процесса. Иногда для развития определенных способностей ребенка нужно подтолкнуть. Такой толчок дает индивидуальное коррекционное занятие. В большинстве случаев используется игровая форма, выбираемая в зависимости от поставленной задачи.

Развивающая практика касается в основном подготовки детей к школе. Здесь меньше игровых занятий, зато частым «гостем» будет арт-терапия (помощь через искусство). Практически все дети любят рисовать, мастерить, клеить и т.д.

Консультации психолога в детском саду преследуют еще цель повышения психологической культуры родителей. Имеется ввиду психологическая профилактика и просвещение, имеющее место на беседах психолога с родителями. Не путайте с консультацией, ибо на этом этапе решаются проблемы родителей, которые не всегда отдают себе отчет в оценке своего поведения. Беседы могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Они обязательно тематические и носят большую информативную нагрузку. Специалист рассказывает близким малыша, как нужно себя вести, чтобы не возникли проблемы у ребенка. Конечная цель всего этого действа – психологический комфорт ребенка в лоне семьи, соблюдение его интересов и права на счастливое детство.

Большинство родителей склонны к безапелляционности своих суждений, поэтому такие беседы даются им с трудом. Особенно обострено это чувство у бабушек, которые в качестве козыря выставляют свой большой жизненный опыт, хотя, как правило, этот опыт ограничивается всего несколькими детьми. Требуется тактичность психолога и выдержка родственников ребенка, чтобы занятия принесли пользу.

Важным моментом в работе специалсита-психолога будет первичная беседа с родителями в момент поступления ребенка в дошкольное учреждение. Беседа может сопровождаться анкетированием. Это не должно беспокоить родителей, так как специалист просто физически не может запомнить истории сотен детей дошкольного учреждения. Таким способом решаются одновременно несколько задач:

1. Специалист получает первичную информацию о жизни ребенка в семье (полная, неполная, взаимоотношения между родственниками и ребенком).

2. Идет информация о здоровье ребенка, его общих привычках и наклонностях.

3. Попутно составляется психологический портрет родителей. Это важно, так как часто сами родители провоцируют отклонения в поведении ребенка.

Все эти пункты помогают составить полную начальную картину, отвечают на некоторые вопросы в связи с динамикой развития личности ребенка с возрастом, помогают найти правильные методы коррекции и развития. Дети с первичными подозрениями сразу же подпадают под пристальное внимание психолога, что способствует разработке тактики дополнительных тестов и наблюдений, на основе которых принимается решение о корректирующих мероприятиях.

Уважаемые родители! Не стоит путать вашу видимость детского комфорта и истинное состояние ребенка. Порой вы сами создаете ненужные проблемы, загоняете их в крайнюю форму, а затем недоумеваете и разводите руками. Самым простым примером будет желание успешных родителей, чтобы ребенок сразу стал умным и красивым. Мамы и папы считают, что у них ребенок с пеленок должен все знать и схватывать налету. Как же, ведь он их сын (дочь). Такие родители забывают о том, что к вершине они шли годами или десятилетиями.

Второй пример – элементы подражания, очень развитые у маленьких детей. Если папа резко и грубо разговаривает с мамой, то сын очень скоро начнет вести себя по отношению к девочкам также агрессивно. Он просто воспринимает такой способ общения как должное. Устраните причину – агрессию, и ваш ребенок скоро вернется в русло нормальных интонаций.

Один из основных страхов, из-за которых родители не хотят идти на контакт с психологом, это боязнь рассекретить проблемы своего ребенка. Они опасаются, что негативные результаты тестирования станут известны окружающим. На самом деле это практически исключено, так как специалисты этой области имеют свой кодекс чести, а все результаты сообщаются родителям исключительно персонально. Факт проведения коррекционных занятий может остаться в тайне, благодаря индивидуальной форме этих занятий.

Откровенно говоря, все эти консультации психолога и коррекционные занятия не принесут малышу никакой пользы, если родители откажутся поддерживать специалиста в его начинаниях. Ребенок достаточно большое время проводит дома, где не досягаем для работы специалиста. Чтобы избежать дальнейших осложнений, родственники малыша должны проникнуться методикой занятий и проводить их дома. Как это делать, расскажет специалист. Единственное, что на самом деле важно, так это желание родителей. К тому же у них есть безотказное оружие в борьбе с любым недугом – ЛЮБОВЬ к своему ребенку. Она поможет лучше чем любое занятие, хотя от помощи специалиста отказываться глупо.