В детском саду     |     занятия физкультурой в детском саду

Прогулка летом в детском саду

прогулка летом в детском садуЛето – это то время года, когда можно по максимуму оздоровить ребенка и дать ему окрепнуть. Поэтому можно смело говорить о том, что задача персонала детского сада в летний период не только познакомить с окружающим его миром, научиться понимать его и любить, но и одновременно с этим постараться оздоровить, закалить и укрепить иммунитет. В этот период нужно использовать все возможности, которые дает нам природа, для того, чтобы развивать познавательные способности детей с учетом учебной программы. При этом все занятия можно и нужно проводить на свежем воздухе согласно распорядку дня в детском саду.

Многие задаются вопросом, а нужно ли детям устраивать занятия в этот период и не станут ли такие занятия препятствием для их полноценного отдыха? Организация летнего отдыха детей – это очень ответственная работа, все пункты которой должны обсуждаться на педсовете. Если пренебречь организационными вопросами летнего отдыха детей, то их свободное времяпровождение приведет к излишней возбужденности и усталости детей.

Летний период характерен тем, что можно проводить много времени на свежем воздухе, совершать прогулки и организовывать игры. Также в эту пору можно многое рассказать детям и показать о природе, как развиваются растения, животные, развивая при этом их любознательность и наблюдательность. При этом не нужно носить за собой развивающие пособия, поскольку они окружают нас повсюду.

Прогулка летом должна быть организована таким образом, чтобы детям было интересно познавать мир, изучать его и интересоваться всеми процессами, которые происходят вокруг него в природе. Тем более интересными будут прогулки, если малышам предлагать изучать те или иные понятия при помощи предметов, окружающих его. Например, понятия «тонкий» и «толстый» можно объяснить ребенку, показав маленькую тоненькую березку и огромный тополь с толстым стволом. Понять, что это такое, ребенок легко сможет, попытавшись обхватить эти деревья руками. Таким образом, вы заинтересуете его, и он будет снова и снова измерять толщину деревьев, тренируясь и укрепляя свои познания.

Играть в следопыта очень интересно детям любого возраста, поэтому, найдя на земле каштан, шишку, желудь или орех, можно попросить детей найти такой же по размеру и форме. Он обязательно увлечется и принесет их вам несколько. То же самое можно проделать и с различными травами и цветами. Обязательно нужно говорить ребенку название того или иного растения, чтобы при поиске он одновременно запоминал, какие растения его окружают.

Прогулка не только позволит успешно развивать интеллект ребенка в целом, но поможет совершенствовать его органы чувств, такие как обоняние и осязание. Глупо было бы запретить детям во время прогулки трогать растения, листочки, палочки, мох и другие предметы руками, поскольку именно они будут способствовать развитию тактильной чувствительности у детей.

Еще один из самых интересных способов увлечь детей – это рисование малками на асфальте. Такое занятие доставит детям массу удовольствия, но при это вы можете направить это занятие и на развитие его умственных способностей. Пусть ребенок не только черкает на асфальте, а предложите нарисовать ему геометрические фигуры или другие элементы, например, цветы, солнышко, дождик и так далее.

Прогулку на игровых площадках можно совмещать и с уроками рисования. Для этого вам необходимо взять с собой на улицу фломастеры или краски, а вместо листа бумаги у вас будут камни, кора деревьев или листочки. Ведь на таком «полотне» гораздо интереснее рисовать, чем в альбоме, поэтому дети с увлечением будут это делать. Разрисовывать камни можно обычными мазками красок или штрихами фломастеров, а краски брать можно и пальчиками, что вызовет особый восторг и оставит неизгладимые впечатления у ребят. Нужно обязательно дать волю детской фантазии, а они с помощью пальчиков легко будут превращать обычные камешки в жучков, божьих коровок, цветочки или солнышек. Таким образом, развивается мышление ребенка, формируется абстрактное мышление, поскольку ему придется угадывать, на какой предмет более похож тот или иной камешек, чтобы сотворить из него свой собственный шедевр.

Еще интересный вид рисования на асфальте – при помощи воды. Для этого воспитателю необходимо будет сделать каждому ребенку по бутылочке с дыркой в крышке. Набрав в них воды, можно предложить детям рисовать струей воды на асфальте, например, начав с геометрических фигур. Важно их настолько увлечь, чтобы это занятие не превратилось во всеобщее «обливалово». Такое занятие способствует развитию координации у детей.

Прогулка летом в детском саду намного продолжительнее, чем в другое время года. В этот период по темплану отсутствуют занятия как таковые. В организации летнего отдыха детей в детском саду должны присутствовать спортивные мероприятия и соревнования, различные виды подвижных игр, экскурсии и прогулки за территорией детского сада. Все виды творческой и художественной деятельности детей переносят на улицу, чтобы как можно больше дать возможности детям находиться не свежем воздухе с целью улучшения их психо-эмоционального состояния.

Немаловажную роль в этот период играет организация целевых прогулок экологической тематики. Неважно, куда вы отправитесь: в лес, сквер, на водоем, луг, в сад, огород или поле, цель одна – способствовать нравственному и эстетическому воспитанию, умственному и физическому развитию детей дошкольного возраста. Такие прогулки не только помогут малышам узнать окружающий их мир и потрогать его своими руками, но и заставят научиться удивляться всему происходящему в нем. На таких прогулках воспитатель должен как можно доходчивей объяснить природные процессы, которые ранее ребенку не были понятны: почему небо голубое, почему идет дождь, почему появляется радуга и так далее. Именно на таких прогулках у ребенка развиваются чувства любви к окружающему его миру, радости при виде самых обыкновенных на ваш взгляд вещей – солнечному свету, красивому цветку или зеленой травке. Именно тогда ребенок способен по-доброму воспринимать окружающую его природу, научиться любить ее и беречь. А преддверие такой прогулки создаст радостное ни с чем не сравнимое настроение у детей.

Прогулка не должна быть лишена дидактических игр, поскольку они позволяют расширить знания об окружающей природе у детей. Это может быть простая игра по описанию угадать цветок или растение, поиграть в следопытов. Такие игры можно сочетать с разучиванием песенок, стишков, загадок, рассказов и сказок, в которых упоминаются те или иные предметы живой и неживой природы. Некоторые ребятишки с удовольствием подключатся к сочинению четверостиший о животных, насекомых, растениях или явлениях природы. Уместно на таких прогулках познакомить детей с народными приметами.

Не исключайте и соревновательную часть такой прогулки. Можно придумать различные конкурсы, разбивая детей на команды. Например, предложите каждой команде найти больше всех ромашек, не срывая их при этом. Если вы возьмете на прогулку фотоаппарат, то будете иметь возможность вместе с детьми обсудить, что же они узнали за сегодняшний день, какие явления они наблюдали, и какое впечатление они произвели на ребят. Такие фото можно использовать и для открытого урока с родителями, сделать стенд или коллаж, где будут выставлены работы деток на тему «Прогулка в лес» и так далее.

Интересным вариантом будет создать целую книгу о том, как ребята ходили на прогулку с использованием фотографий, их рисунков и стихотворений. Обязательно при составлении такой книги воспитатели должны привлекать воспитанников, потому что они не только будут горды своей работой, но и будут чувствовать ответственность за нее.

Прогулка летом в детском саду может быть не только радостной и удивительной, но и небезопасной, поэтому воспитатель должен помнить и соблюдать основные правила. Во-первых, прежде, чем отправиться на прогулку, воспитателю необходимо заранее продумать маршрут от ее начала и до конца, предварительно осмотреть участок, на котором будет совершаться прогулка. Во-вторых, необходимо тщательно продумать, где дети будут играть, как и где будут отдыхать, как лучше всего организовать наблюдение за ними с учетом тех природных условий, в которых они будут находиться на данном участке. В-третьих, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не переутомлялись и не перегревались на солнце путем чередования видов их деятельности согласно утвержденному плану прогулки. В-четвертых, заранее провести с медицинской сестрой осмотр все детей на готовность к совершению такой прогулки, поскольку не все дети могут быть хорошо подготовлены физически и принять меры по подготовке к прогулке новичков. В-пятых, обязательно провести осмотр одежды и обуви всех участников прогулки, поскольку она должна соответствовать тем погодным условиям, при которых совершается прогулка. В-шестых, все дети должны быть обеспечены питьевой водой в достаточном для них количестве и так далее.

Все дети отличаются от нас взрослых своей нетерпеливостью и торопливостью, поэтому самой важной задачей педагогического состава дошкольного учреждения в непостоянстве и непредсказуемости детей увидеть то, к чему они стремятся, их интересы и закономерности развития детей. Ситуации свободного выбора являются одним из вернейших методов выявления интересов и стремлений детей дошкольного возраста.

Прогулка летом в детском саду может быть в виде игры-путешествия. Для этого необходимо заранее продумать маршрут следования к определенной цели, разбить этот маршрут на отрезки-остановки, на которых дети будут выполнять определенные задания в игровой форме. Для этого у воспитателя должно быть несколько помощников, которые будут сопровождать деток на протяжении всего маршрута прогулки и следить за выполнением заданий на каждой остановке. За каждым из помощников воспитателя закрепляются определенные функции на протяжении всей игры.

Если на улице дождь и погода не располагает гулять на открытом пространстве, то следует организовать творческие мастерские в зале, группе и в павильоне на участке, в каждом из кружков выбрать определенное занятие – лепка, рисование, аппликация и так далее. Данная мастерская должна содержать в себе стулья и столы, за которыми детям будет удобно заниматься. Воспитатели должны предоставить детям все необходимые для их творчества материалы, а само помещение хорошо было бы украсить различными поделками и работами ребят, которые они сделали ранее. Каждый ребенок сам должен определить, чем он хочет заниматься – одним каким-либо видом творчества, или несколькими.

Можно внести некоторый соревновательный элемент в творческие мастерские. Для этого каждой мастерской отводится определенный цвет. Ребенок, который брал участие в том или ином виде деятельности, получает в результате своей работы квадратик с цветом мастерской. Если он будет принимать участие в нескольких видах деятельности, то соберет несколько разноцветных квадратиков. Подытоживая результаты, получает первое место тот ребенок, который соберет больше всего квадратиков разных цветов.

Самые интересные и веселые для детей – это летние народные праздники, которые знакомят малышей с культурой родной страны, ее богатству и традициям. Одним из таких праздников является Ивана Купала. Четко следовать традиционному манеру празднования этого дня не нужно, важно организовать его так, чтобы дети познакомились с этим праздником, с культурными традициями родного края, с общепринятой манерой его проведения. Если провести его в веселой игровой манере, то у детей надолго останутся хорошие впечатления от проведенного времени.

Прогулка летом в детском саду непременно носит оздоровительный, закаливающий и общеукрепляющий характер для организма детей, для их успешного умственного и физического развития, нравственного воспитания и психо-эмоционального состояния. Успешность всех мероприятий, проводимых летом в дошкольном учреждении, во многом зависит от уровня подготовки педагогического состава детского сада к летнему сезону. Главными потребностями маленького ребенка являются движение, творческая деятельность и отдых, а задача коллектива дошкольного учреждения построить свою работу и создать план мероприятий и занятий так, чтобы предоставить детям возможность успешно развиваться, расти и укреплять свое здоровье, как физическое, так и психическое.