В детском саду     |     ребёнок идёт в детский сад

Прогулка в детском саду

прогулка в детском садуПрогулка в детском саду должна отвечать санитарным документам (СанПиН 2.4.1.2660-10) и представлять собой комплексное мероприятие. Начнем с того, что в зависимости от погодных условий нахождение детей на свежем воздухе ограничено временем:

- в теплое время года – в среднем 4 часа в день;

- в холодное время года – 1-3 часа;

- при температуре меньше -15°C и скорости ветра больше 15 м/с детям до четырех лет гулять не рекомендовано. Для детей 5-7 лет время прогулки сокращается до 20-40 минут;

- при температуре меньше -20°C и скорости ветра больше 15 м/с прогулка в дошкольном учреждении отменяется полностью. Нахождение на свежем воздухе заменяется кратковременным проветриванием помещения.

Время прогулки регулируется в летнее время разбивается на несколько отрезков (обычно два). Первый раз дети гуляют до обеда, второй раз – после обязательного дневного сна. В обычной практике вторая прогулка планируется воспитателями так, чтобы родители забирали детей домой прямо с улицы.

Называя прогулку комплексным мероприятием, мы имеем ввиду, что в этот период решается сразу несколько важных задач:

1. Ребенок развивается физически.

2. Попутно решаются несложные интеллектуальные задачи, практикуются ролевые игры.

3. Происходит ознакомление с окружающим миром.

Начнем с физического воспитания. Повышенная физическая активность всегда способствует улучшению кровообращения, как следствие происходит улучшение питания клеток кислородом, повышается аппетит и улучшается сон.

Большинство детей от природы гиперактивны, однако это в основном хаотичное, да простят нас родители, бестолковое движение. Задача воспитателей – совместить желание ребенка двигаться и полезные моменты для здоровья и развития малыша. Для этого на детской игровой площадке обязательно предусмотрено множество специальных элементов. Повышенный расход энергии борется с ожирением – частым «гостем» человека с самого раннего возраста. Детские мышцы укрепляются и развиваются.

Еще один положительный момент – это элементарное закаливание. Летом воздушные ванны, зимой морозный воздух помогают детям повысить иммунитет и быть более стойкими к простудным заболеваниям. Особенно важно это в холодный зимний период, на долю которого приходится пик простуд. Укрепление общего иммунитета помогает бороться со множеством болезней, и не только простудного характера.

Прогулка – это лишняя возможность для воспитателя задать ребенку элементарные математические или логические задачи. На площадке всегда есть «грибочки», колеса, птички на деревьях и т.д., в общем предметы, которые можно считать. Второй вариант занятия – группирование по признакам с вопросом «чего (кого) больше?». Например, а чего больше на площадке, колес или пеньков? Таким образом лишний раз в форме игры происходит обучение. Естественно, что вопросы должны быть адекватны возрасту и знаниям ребенка.

Летом очень хорошо проводить и сами занятия на свежем воздухе. Для этого воспитатель выносит заготовленные ранее наглядные пособия или продумывает вариант использования элементов окружающей среды в качестве таковых. Лучше проводить занятия в начале и конце прогулки. В начале прогулки дети еще не разыгрались и готовы воспринимать информацию.

После занятия детям обязательно необходимо время, чтобы активно подвигаться. Одновременно такая пауза служит «школьной переменой», правда более удлиненной. Ближе к концу прогулки (примерно за 15-20 минут) детей необходимо приостановить. Делается это путем выбора тихих спокойных игр или продолжением того же занятия. За это время дыхание и сердцебиение ребенка успокаивается, он настраивается на более умеренный лад перед заходом в группу.

Прогулка в детском саду невозможна без специально оборудованной площадки. Обычно вся территория дошкольного учреждения разделена на отдельные территории, принадлежащей отдельной группе. Группа следит за состоянием и порядком площадки. В зависимости от возраста и физического развития детей группы площадка специально оборудуется различными элементами для активных упражнений или ролевых игр. Это могут быть корабли, закопанные несколько стульчиков и лавочек в виде машины, другие элементы для коллективной игры. Для развития двигательных навыков используются:

- закопанные колеса на уровне 20-40 см от земли (зависит от возраста ребят);

- лавочка или бревно на ножках;

- стойки-лестницы с геометрическими элементами, через которые можно пролазить;

- горки и т.д.

Все это развивает выносливость, смелость и смышленость. В зимнее время при наличие возможности сооружаются дополнительные «аттракционы» из снега и льда. Это может быть ледяная горка, снежные крепости, снежные бабы и т.д. Очень педагогично привлекать самих детей к оборудованию элементов из снега. Это развивает смекалку, трудолюбие, умение работать в коллективе. В конце концов ребенок познает чувство гордости за хорошо сделанную работу.

Для отдыха в обязательном порядке предусматриваются лавочки, стульчики или пеньки. Для защиты от сильного ветра, дождя, мокрого снега или чрезмерного солнца на территории площадки оборудуют крытый павильон. Иногда большой павильон строят сразу для двух групп. В нем также предусматриваются лавочки для сидения.

Песочница с чистым песком – обязательная составляющая детской площадки. Она помогает внести в прогулку творческую нотку и сбить двигательный порыв детей.

Все эти элементы должны быть абсолютно безопасными для здоровья, поэтому в задачу работников дошкольного учреждения обязательно входит систематический осмотр и своевременный ремонт оборудования площадки.

Прогулка в детском саду может практиковаться на территории детского сада. Детей можно выводить в близлежащие парки и скверы. Обычно такие выходы сочетаются с занятиями по природоведению. В этом случае воспитатель обращает внимание детей на растения, птиц и животных. Часть информации выдает воспитатель, часть они получают путем самостоятельного наблюдения за окружающей средой.

Важным выходом считается поход в цирк, кукольный театр, в музей или на другое культурное мероприятие. Детям интересно не только само мероприятие, но и сам выход. В случае организованного выхода детей за территорию детского сада малыши строятся в колонну по два, сзади и спереди колонны всегда находится воспитатель. Маршрут движения выбирается с минимальным приближением к дороге, а при пересечении таковой соблюдаются все меры безопасности. Движение в колонне имеет большой воспитательный момент для самих детей. Наличие даже отдаленной видимой опасности в виде машин заставляет их задуматься, притушить двигательную активность.

Попутно при движении по городу ребенок познает виды транспорта, им рассказывается о правилах дорожного движения, обязанностях водителей и пешеходов, других интересных вещах. Очень важно, чтобы воспитатель не забывал рассказывать о труде людей, которые все это построили. Только так можно воспитать у ребенка уважение к чужому труду, т.е. заложить элементы нравственного воспитания.